Великий пост

Постные предписания

Пепельная Среда

Молитва Пепельной Среды

Молитва на время Великого Поста

Вербное Воскресенье

Священное Пасхальное Триденствие

Литургия Священного Пасхального Триденствия

Молитва у Гроба Господня

Центральное литургическое торжество церковного года — Светлое Воскресение Господа нашего Иисуса Христа (Пасха). Великий Пост является сорокадневным временем подготовки к радостному и плодотворному участию в Пасхальных тайнах. Как Христос предварил Свою деятельность сорокадневным пребыванием в пустыне, постом и молитвой, так и Церковь посвящает сорок дней духовному обновлению своих верных.

Великий Пост — это время подготовки народа Божия к величайшим торжествам — Пасхе, понимаемой как Страсти, Смерть и Воскресение, и празднуемой как Пасхальное Триденствие. Центральный момент празднования — участие в Пасхальной Вечере, связанное с обновлением завета в крещении.

Литургия Великого Поста сконцентрирована на следующих темах:

— бодрствование — как битва с сатаной (I и III недели),

— покаяние и обращение (Пепельная Среда и большинство будних дней),

— крещение и обновление крещения (воскресные дни, особенно III, IV и V недели),

— Страсти Христовы (Вербное воскресенье и последующие дни Страстной Недели).

Постные предписания

Воздержание от мясной пищи и соблюдение количественного поста в Пепельную Среду и Страстную Пятницу.

Местный Ординарий даёт освобождение вплоть до его аннулирования от обязанности соблюдать воздержание от мясной пищи в пятницу:

— всем, кто питается в системе общественного питания, где не соблюдаются постные предписания;

— всем, кто не имеет возможности выбрать пищу, и должен есть те продукты, которые в данный момент доступны.

Данное освобождение не относится к Страстной Пятнице, Пепельной Среде и навечерию Рождества Христова.

Верные, пользующиеся освобождением, должны помолиться о Папе Римском и пожертвовать милостыню, или же творить дела христианского милосердия.

Пепельная Среда

В этот день, посыпая наши головы пеплом, Церковь напоминает нам о том, что наша жизнь на земле однажды завершится, и что дом наш — не на земле, а в небе. Пепел символизирует бренность мира, смирение и покаяние. Участвуя в публичном обряде посыпания головы пеплом, мы признаём свою грешность и выражаем желание исправить свою жизнь. Силой заслуг Церкви мы получаем помощь Бога для того, чтобы совершить подвиг Великого Поста. Своё рвение мы выражаем участием в таинстве исповеди, а также творя дела христианского милосердия и покаяния.

Антифон: Обрати нас, Боже, Спаситель наш, дабы сорокадневный пост был нам на пользу, чтобы мы жили праведно, воздерживались от греха и любили Бога. Аминь.

С. О Иисусе, через благочестивое размышление о страстях Твоих,

Все: Да обретём радость царствования с Тобою в небе.

Помолимся: Боже, Ты хочешь не смерти, но обращения грешника. Милостиво внемли нашим молитвам и благослови этот пепел, которым мы будем посыпать наши головы, чтобы, сознавая, что мы прах и в прах возвратимся, мы совершили подвиг сорокадневного поста и, получив прощение грехов, обрели новую жизнь по образу воскресшего Сына Твоего, Который живёт и царствует во веки веков.

Все: Аминь.

С. Ныне, о душа, вознеси мысль к Богу.

Все: Постом и сокрушением умоляя о прощении.

Помолимся: Боже, ежегодным сорокадневным постом Ты очищаешь Церковь Свою; соделай, дабы народ Твой благими поступками заслужил благодать, которую он стремится стяжать постом. Через Христа, Господа нашего.

Все: Аминь.

Посыпая головы верных пеплом, священник говорит:

«Помни, человек, что Ты прах и в прах возвратишься» (Быт 3, 19)

или:

«Покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк 1, 15).

Молитва Пепельной Среды

Господи, помоги нам в начале святого поста вступить на путь покаяния, чтобы наше воздержание укрепило нас для борьбы со злым духом. Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына, Который с Тобою живёт и царствует в единстве Святого Духа, Бог, во веки веков. Аминь.

Молитва на время Великого Поста

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас. Сила любви Твоей вновь да окажется больше угрожающего нам зла. Пусть она будет больше греха — множества грехов, которые всё более дерзко присваивают себе право быть частью жизни людей и общества.

Пусть сила Креста Твоего, о Христе, превозможет отца всякого греха, именуемого «князем мира сего»! Ибо Крестом и Страстями Своими Ты искупил мир! Аминь.

Папа Иоанн Павел II

+

О наш Спаситель! Твоими страстями и смертью Крест стал для нас знаком спасения. В знаке этом — наша победа. Крестом Твоим, о Господи, знаменуемые, мы берём крест свой и хотим подражать Тебе.

Крестами Твоими, венчающими купола храмов, освящена наша земля. Твой Крест для нас — надежда воскресения и славы.

Пусть Твой Крест, Господи, будет для каждого из нас силой, позволяющей сопротивляться злу и преодолевать преграды. Пусть будет он знаком освящения нашего труда и наших семей.

О славный Крест, единая наша надежда! Христе, веди нас! Христе, побеждай! Христе, царствуй! Аминь.

Папа Иоанн Павел II

Вербное Воскресенье

Начинается Великая (Страстная) неделя. Её часы и дни не дольше дней и часов любой другой недели, однако в сознании христианина это — Великая неделя, поскольку напоминает и особенным образом напоминает о Пасхальной тайне: тайне Страстей, Смерти, Воскресения и Вознесения Господа Иисуса. В этой Тайне Христос Господь «умирая, смерть попрал, а воскресая, обновил жизнь».

Слово «Пасха» означает «переход». Первая Пасха — это переход Ангела Господня через Египет. Оно смертельным жалом коснулось всех перворождённых Египта, но не затронуло дома израильтян, отмеченные кровью принесённого в жертву агнца, и освободило Избранный народ из египетского рабства (Исх 11-13).

Переход — это образ и знак будущего перехода Христа, Пасхального Агнца Нового Завета. С Ним народ Божий переходит из смерти в жизнь, из рабства греха — в свободу детей Божиих.

В сегодняшнее воскресенье мы вспоминаем вход Иисуса Христа в Иерусалим. В храмах освящаются вербные ветви (пальмы), с которыми верные выходят на торжественный крестный ход. Во время св. Мессы читается описание Страстей Христовых.

Перед освящением верб поётся антифон:

Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне Царь Израилев! Осанна в вышних!

+

Всемогущий Боже, с ветвями в руках мы празднуем сегодня победу Христа; умножь веру нашу и услышь молитвы, дабы в соединении со Христом мы принесли Тебе плоды благих дел. Аминь

Священное Пасхальное Триденствие

Пасхальные торжества — это вершина всего литургического года. Эти торжества являются величайшим празднеством Церкви, поскольку в рамках литургического воспоминания выражают саму суть христианства — Пасхальную Тайну Христа, в которую мы включены через крещение. Тридневное литургическое празднование Пасхи традиционно начинается в Великий Четверг — вечерней св. Мессой Воспоминания Тайной Вечери, которую Христос вкусил в преддверие Своих Страстей, и продолжается вплоть до Торжества Светлого Христова Воскресения.

Литургия Священного Пасхального Триденствия

В ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ мы вспоминаем установление Пресвятого Таинства Евхаристии и Таинства Священства. Евхаристия — Хлеб живой, дарующий жизнь. Её плод — единство и мир, ибо она соединяет между собою тех, кто её вкушает. После св. Мессы Пресвятые Дары переносятся в темницу. Во время процессии с Пресвятыми Дарами к темнице исполняется гимн «Возвеличим велегласно».

Вечером в Великий Четверг и в течение всей Страстной Пятницы до вечернего богослужения верные приходят к темнице для молитвенного поклонения, во время которого можно петь соответствующие песни.

+

СТРАСТНАЯ ПЯТНИЦА — это день скорби, поскольку смерть затронула Главу человечества, Иисуса Христа. Но это также и день надежды, ибо предваряет Воскресение. «Иисус Христос смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп 2, 8). «Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие» (Рим 5, 19). «Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были ещё грешниками. Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасёмся Им от гнева. Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасёмся жизнью Его» (Рим 5, 8-10). «Иисусу Христу, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных. Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь» (Откр 1, 5-6). В день кровавой жертвы Христа Церковь воздерживается от служения св. Мессы, бескровной Жертвы. В вечернее время проводится богослужение, начало которого кроется в христианской древности. Всё богослужение охватывает четыре части:

В первой части, в Литургии Слова, мы слушаем фрагменты Священного Писания, которые вводят нас в тайну смерти Христа, а также размышляем над повествованием о Страстях Христовых по Евангелию от Иоанна. Литургию Слова завершает молитва верных.

Вторая часть литургии Страстной Пятницы — поклонение Кресту. Крест — знак нашего Спасителя, он напоминает нам о Его страданиях и является символом христианской веры. Сегодня мы публично поклоняемся кресту, на котором совершилось спасение мира, за что каждый христианин может получить полную индульгенцию.

Священник, стоя перед алтарём, берёт Крест, открывает и поднимает его, произнося слова:

С. Вот древо Креста, на котором был распят Спаситель мира.

Все: Придите, поклонимся.

Во время поклонения Кресту поются соответствующие песнопения.

Третья часть — причащение. После того, как завершится поклонение Кресту, священник или диакон переносит Пресвятые Дары из темницы и после прочтения Молитвы Господней раздаёт верным св. Причастие.

В четвёртой части — после св. Причастия, Пресвятые Дары в процессии переносятся ко Гробу Господню. Поклонение Пресвятым Дарам в Гробе Господнем продолжается до начала Навечерия Пасхи.

+

Боже, страстями Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, Ты упразднил смерть, которая как наследие древнего греха властвовала над всеми поколениями. По естеству нашему мы носили образ земного человека. Дай нам, укреплённым единением с Твоим Сыном, по благодати освящения обрести образ человека небесного. Через Христа, Господа нашего. Аминь.

Молитва у Гроба Господня

Господи Иисусе Христе, жизнь и воскресение наше, подними нас из гроба грехов, посети и наполни нас духовной силой. Дай нам, укрепляясь в вере, надежде и любви, вместе со всеми святыми постичь величие любви Твоей. Ты так возлюбил нас, что ради нас претерпел смерть на Кресте, чтобы каждый верующий в Тебя не погиб, но имел жизнь вечную, ибо Ты живёшь и царствуешь во веки веков. Аминь.

+

В СВЯТУЮ СУББОТУ Церковь в посте и молчании пребывает у Гроба Господня, размышляя о Страстях и Смерти Христа. По традиции в этот день не служится Евхаристия: лишь вечером верные собираются на литургию Навечерия Пасхи.

Согласно древним обычаям, в Святую Субботу освящают блюда к пасхальному столу. Пищу эту также можно благословить в торжество Светлого Христова Воскресения перед утренней трапезой. В праздничную корзину, которую мы несём в церковь для освящения, надо положить продукты и изделия пасхальной трапезы: яйца, куличи и другие по местным обычаям.

После возвращения из храма члены семьи готовят торжественную трапезу.

На стол ставятся освящённые блюда и другая пища. Стол можно украсить зелёными ветками и свечами.

В начале трапезы один из членов семьи читает отрывок из Евангелия от Марка 16, 1-7

Чтение святого Евангелия от Марка.

По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его. И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца, и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба? И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик. И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облечённого в белую одежду; и ужаснулись. Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам.

После этого читается молитва:

Господи Иисусе Христе, воссядь среди нас, дай нам ощутить радость Твоего воскресения, чтобы мы стали Твоими учениками, а стол наш служил знаком примирения и единства. Аминь.

После молитвы можно спеть пасхальную песнь.

Затем все говорят друг другу пасхальные пожелания, делясь при этом освящёнными яйцами и обмениваясь приветствием «Христос воскрес!» — «Воистину воскрес».

+

В НАВЕЧЕРИЕ ПАСХИ, в Великую Ночь с субботы на воскресенье, Церковь в молитвенном бдении ожидает Воскресения Христа и празднует его в литургических обрядах. Литургия Навечерия Пасхи состоит из четырёх частей: Светильничного Богослужения, Литургии Слова, Литургии Крещения и Евхаристической Литургии.

Светильничное Богослужение открывает всенощное бдение. Во время обрядов благословения огня и приготовления и возжигания пасхальной свечи (пасхала) мы осознаём, что воскресший Христос есть свет всем людям, свет, освещающий мрак мира.

Приподнимая пасхал, от которого верные зажигают свои свечи, диакон (или священник) поёт:

С. Свет Христа!

Все: Благодарение Богу!

Затем священнослужитель торжественным и радостным гимном Провозглашения Пасхи (Exultet) прославляет дело Искупления и тайну Воскресения Христа.

Литургия Слова вводит верных в более глубокое понимание тайны этой Святой Ночи. Чтения из Священного Писания напоминают о великих событиях в истории спасения. Во время исполнения гимна «Слава в вышних Богу» начинается колокольный звон и поётся «Аллилуйя».

Собравшиеся, вспоминая своё Крещение, исповедуют свою веру и обновляют обеты Крещения. Окропление собравшихся новоосвящённой водой также напоминает о Крещении.

Евхаристическая литургия — кульминация всего Навечерия. Мы не только вспоминаем минувшие события, выполнение всего во Христе, но, совершая Евхаристию, празднуем смерть и Воскресение Господа. Приступая к св. Причастию, мы вкушаем Тело Господа. Пасхальный Крестный ход — это торжественное провозглашение Воскресения Христа и призывом ко всему творению принять участие в триумфе Воскресшего.

Сразу по окончании Молитвы после Причащения духовенство и служители следуют ко Гробу Господню. Священник выставляет Святые Дары, окаждает их, и после окаждения провозглашает:

С. Христос воскрес!

Все: Воистину воскрес!

Эти возглашения произносятся трижды.

Во главе Крестного хода несут крест, предназначенный для процессии, украшенный красной столой в знак совершения победного Жертвоприношения Христом Первосвященником, и образ Воскресшего Христа. По возвращении к главному алтарю крест и образ Воскресшего Христа устанавливаются вблизи алтаря. Священник запевает гимн «Тебя, Бога, хвалим». По окончании гимна священник поёт:

С. Небо и земля возвеселились. Аллилуйя.

Все: Воскресению Твоему, Христе. Аллилуйя.

Помолимся: Боже, Ты Пасхальной Жертвой Христа даровал Своему народу спасение. Ниспошли ему обилие Твоих даров, чтобы он достиг полной свободы и радости жизни вечной, которую Ты позволяешь ему вкушать на земле. Через Христа, Господа нашего.

Все: Аминь.

Священник благословляет верных Святыми Дарами. После этого исполняют пасхальный антифон Пресвятой Деве Марии «Царица Небесная».

+

После окончания литургии Навечерия Пасхи и пасхального крестного хода, мы выходим из храма с горящими свечами. Пусть свет Воскресшего Христа осветит не только темноту храма, но и пути нашей жизни. Если это возможно, мы приносим пасхальное пламя приходского пасхала в наши дома и в его свете поздравляем друг друга и обмениваемся пожеланиями: «Христос воскрес. Аллилуйя. Воистину воскрес. Аллилуйя».

В Литургии Часов этого дня читается ответ, в словах которого особым образом заключено содержание всей Пасхальной Тайны:

«Христос смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознёс Его и дал Ему имя выше всякого имени» (Флп 2, 8-9).

Пасха. Светлое Христово Воскресение
Спаситель, пройдя через смерть, избавил нас от власти смерти, сатаны и греха, и дал нам возможность перейти в новую жизнь. В единении с Иисусом мы участвуем в Его победе.

Воскресение Христа — это фундамент, основание нашей веры и надежды. «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор 15, 14). Христос воскрес не один, но вместе со всеми людьми, которых Он, искупив на кресте, вывел из смерти в жизнь. Святой Апостол Павел говорит: «Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном» (Кол 3, 1-2). Светлое Христово Воскресение — это новое начало человеческой истории. С этого времени каждый воскресный день становится днём памяти Воскресения Господа, а Евхаристия, в которой мы должны участвовать наиболее полным образом, делает присущей для нас Тайну. Господь Иисус говорит: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин 6, 54). Это единственный способ жить Тайной Воскресения в течение всего года.