Отнимется от вас Царство Божие

27 рядовое воскресенье (год А)

Проповедь на Евангелие от Матфея 21, 33-43

В то время: Иисус сказал первосвященникам и старейшинам: Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнёс его оградою, выкопал в нём точило, построил башню, и, отдав его виноградарям, отлучился. Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям — взять свои плоды. Виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: «постыдятся сына моего». Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: «это наследник; пойдём, убьём его, и завладеем наследством его». И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. Итак, когда придёт хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти; а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои. Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: «камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла; это от Господа, и есть дивно в очах наших»? Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его. (Мф 21, 33-43)

Отец Григорий Федосеев

Отец Григорий Федосеев

Дорогие братья и сестры

Думаю, иногда бывает, во время просмотра фильма, когда на экране творится какое-то злодейство, иногда бывает, что мы, сидя в удобных креслах своих комнат, глядя на экран, начинаем как бы насмехаться над героями фильма, над персонажами, может, над режиссером, как он такое мог придумать. Неужели эти люди, которые на экране разыгрывают этот спектакль, действие, эти герои, неужели они настолько глупы, что не понимают, что будет возмездие. Что за то зло, которое они совершили, они ответят. А в конце фильма, или может через несколько минут это происходит, и мы с самодовольством произносим: ну, я же говорил! Считаем себя мудрыми.

Быть может, у кого-то возникла такое ощущение, когда слушали притчу, которую рассказывал Иисус. На что они надеялись, эти виноградари? Они всего лишь арендаторы, они не собственники. Им было доверено хозяйство, хорошее хозяйство, для того, чтобы они управляли. Была договоренность. То есть, они вели себя, эти виноградари в притче, очень, крайне неразумно, если не сказать — глупо. То есть, они могли только отсрочить наказание. И было видно, что одни слуги пришли — не вернулись, другие слуги пришли, потом сын. Как бы три этапа. И после третьего этапа они получили по заслугам.

Но такое ощущение, когда мы смотрим на себя, как на мудрых, осуждая персонажей каких-либо историй, фильмов или притч, может усыпить бдительность. Притчу Господь рассказывает для того, чтобы мы проснулись, пробудились. Притчу Господь рассказывает для того, чтобы мы посмотрели, а кто мы, кто я в этой притче?

Чтение из книги пророка Исаии было подготовкой к сегодняшнему Евангелию. И в нем виден как бы такой плавный, мягкий рассказ. Есть описание в виде образов. Народ сравнивается с виноградником, то есть, с конкретным садом. Написано так же, как в начале притчи сегодняшней: обнес оградой, насадил, очистил, построил башню, выкопал точило. То есть, все сделал Бог для того, чтобы было хорошо и удобно. Господь потратил много сил. Но Он всемогущий. Много сил и старания потратил для того, чтобы создать этот мир, для того, чтобы в нем жить было удобно, для того, чтобы всем было хорошо. И только в этот созданный, приготовленный мир Господь поселил человека. Собрал народ.

И дальше звучит вопрос: что еще надлежало бы сделать, чего Я не сделал ему? Этому народу, этому человеку, каждому человеку. То есть, мне. Бог к нам обращает этот вопрос «что Я еще должен был для тебя сделать, чего не сделал?». И этот вопрос призывает к тому, чтобы открыть глаза, проснуться от этой спячки, выйти за пределы повседневной суеты и по-новому посмотреть на те дары, которые Бог мне дал. Каждому из нас. Чего еще не хватает?

Каждый из нас является этим виноградником, который Господь насадил. С великим множеством даров. Быть может, помните, в Страстную Пятницу, когда идет поклонение Святому Кресту, поется песнопение, которое составлено из цитат, то есть, взяты слова из разных мест Ветхого Завета, из Пророков. И там эти слова собраны в одно песнопение, которое как бы концентрирует этот вопрос: «народ мой, что сделал Я тебе, и чем отягощал тебя, ответь мне?». Дальше перечисляется множество великих дел, которые Бог сотворил. То есть, не только само Творение, которое само по себе уже является чудесным фактом. Такое величие! Стоит посмотреть на красоту и гармонию природы, как это все устроено, для того, чтобы нам жилось, для того, чтобы нам было хорошо. Но когда отрекался человек от Бога, каждый раз совершая грех попадал в очередную беду, и каждый раз Бог избавлял его. В том песнопении все это перечисляется. Пророки об этом напоминают народу. То есть, там как бы такая концентрация. Все сделал Бог для нас. Все, что мог. Даже Сына Своего отдал.

И теперь возникает вопрос: имея в своих руках такое множество даров божьих, имея в своем распоряжении такое величие божьей благодати, благодатной помощи, как мы все это используем? Как эти виноградари из притчи? Или нет? Может возникнуть как бы самооправдание, что виноградари в притче, они же убийцы. Они издевались, как написано «иного прибили, иного убили, а иного побили камнями». Причиняли боль другим людям. Но можно посмотреть на себя и задать вопрос для испытание совести: а я причиняю боль другим людям или нет?

Боль могу причинять по-разному, есть множество возможностей. Убивать другого человека можно по-разному, есть множество возможностей. Я конечно сейчас не буду учить, как это делать — вы сами прекрасно знаете. Вы только вспомните. Например, пятая заповедь, как ее объясняет Сам Иисус, это не только кровопролитие, прямое убийство. Но это так же гнев, ненависть, оскорбление другого человека. Это уже нарушение пятой заповеди. Это то, с чего начинается всякое убийство. И тогда, если вижу, что насмехаюсь над другим человеком, обзываю его, оскорбляю, гневаюсь, позволяю себе ненужные высказывания в порыве гнева — я уже поступаю, как эти виноградари из притчи. Когда в тишине своей комнаты, засыпая, думаю про кого-то всякие гадости, мечтая о том, как ему отомщу — я уже поступаю, как эти виноградари из притчи. Быть может, камень моей рукой не брошен. Но своим внутренним намерением в сердце, я уже согласился на то, что этого человека, ну не знаю, эту соседку, подружку или там сослуживца на работе, убиваю в своем сердце. Несмотря на то, что Бог мне дал великое множество сил и возможностей и средств для того, чтобы любить этого человека. По-настоящему любить, как любит Бог. Простить его, предостеречь от смерти духовной, помочь. Иногда под видом добра умудряемся убивать другого человека. Под видом добра…

Иисус обращается к нам сегодня с этой притчей для того, чтобы вызвать в сердцах наших благодарение, с одной стороны, и напомнить о долге, с другой стороны. Благодарение почему? Потому что никогда не будет такого человека, которому не было бы за что благодарить Бога. У каждого есть множество даров. К сожалению, недовольство и ропот начинаются тогда, когда мы начинаем сравнивать. У меня множество, у тебя множество. Но вот твое множество на два дара больше, чем мое множество. Но это смешно. И получается, что я начинаю злиться и даже обвинять Бога в том, что Он не дал мне того, что есть у моего друга, и я не смотрю на то, что я имею. И становлюсь, странным образом, по непонятной причине, неблагодарным.

Нам очень важно, для каждого человека, — я бы сказал, жизненно необходимо, — постоянно искать те дары, за которые я еще не благодарил. Их очень много, очень много! Потому что щедрость божия — она неисчерпаема. Бог нам все дал. И поэтому притча сегодняшняя призывает нас вспомнить о благодарении. В то же время, она нас призывает вспомнить о долге.

Что значит долг? Долг — часто слово неприятное. Почему? Потому что нередко бывает, что требуют с нас выполнения того, чего не хочется. Но долг — тоже важный элемент жизни. Это важный элемент истины и справедливости. Потому что, если Бог мне все дал, я не могу сказать, что это неправда. Я не могу присвоить себе Его дары и сказать, что они мои. А если все это мне дано на время, на время, кому-то на семьдесят лет, кому-то на тридцать, кто сколько проживет, рано или поздно это время закончится. И как написано, умирая, человек не может взять с собою ничего. Значит, все, что мы имеем, это всего лишь дары, данные нам на временное пользование в этом материальном мире.

И долг, который есть на каждом человеке перед Богом, это благодарение и правильное использование. Плоды, о которых говорится в этой притче, это те добрые дела, которые мы смогли совершить, используя средства, данные нам Богом. Если мы принимаем дар божий и не используем его по назначению, рано или поздно Господь его забирает. И получается иногда, и к сожалению нередко, что человек плачет: вот у меня было вот это, было вот это — сейчас нету, было здоровье — сейчас нету, были деньги — сейчас нету, были друзья — сейчас нету, все оставили меня… и плачет, и плачет, плачет… А стоит задать вопрос: а как я использовал все это? Я все это потерял по одной простой причине. Я все это получил как дар и не благодарил Бога за это. Я получил на временное пользование и не использовал для того, чтобы творить добро, для того, чтобы открывать и своим ближним и себе самому сияние любви божией, которая в этих средствах должна проявляться, если использовать их правильным образом.

Плоды, которых ожидает Господь от нас, связаны с исполнением заповедей любви, двойной заповеди любви — возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всею душою твоею, всеми помышлениями твоими, всеми силами твоими, и ближнего твоего, как самого себя. Все, что имеем направленно к тому, чтобы исполнить эту заповедь. То есть, жить по-божески. Если не исполняем, то в конце, после этой притчи мы слышим предостережение, предостережение «сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его». Каковы плоды в нашей жизни? Что мы смогли приумножить? Как использовали благодать, которую в изобилии Господь дает нам? Это вопросы для размышления, которые предлагаю вам сегодня. Вопросы, ответ на которые, даже если испугает, поможет. Поможет обновить жизнь.

Аминь.

Advertisements