Мытари и блудницы вперёд вас идут в Царство Божие

26 рядовое воскресенье (год А)

Проповедь на Евангелие от Матфея 21, 28-32

В то время: Иисус сказал первосвященникам и старейшинам: А как вам кажется? У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: «сын! пойди, сегодня работай в винограднике моём». Но он сказал в ответ: «не хочу»; а после, раскаявшись, пошёл. И подойдя к другому, он сказал то же. Этот сказал в ответ: «иду, государь»; и не пошёл. Который из двух исполнил волю отца? Говорят Ему: первый. Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперёд вас идут в Царство Божие. Ибо пришёл к вам Иоанн путём праведности; и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему; вы же, и видев это, не раскаялись после, чтобы поверить ему. (Мф 21, 28-32)

Отец Григорий Федосеев

Отец Григорий Федосеев

Дорогие братья и сестры.

Вначале я хочу привести пример еще из времен моей учебы в институте. Однажды, на четвертом курсе, когда у нас приближалась сессия и наш профессор, научный руководитель, писал на доске в качестве примера программу на ассемблере. Программу управления летучими ножницами. Ну, сейчас это не важно. Говорю так для тех, кто понимает, что это сложновато. И периодически поворачивался, смотрел на нас и спрашивал: «вопросы есть?». Мы мотали головой, нет вопросов. После третьей такой попытки он остановился и сказал: «Знаете, вопросов не бывает только в двух случаях. Либо когда все понятно, либо когда ничего не понятно». А потом добавил: «причем переход из одного состояния в другое в данном случае происходит очень быстро. Поэтому нужно всегда, как только появилось малейшее непонимание, сразу же остановить и задать вопрос».

Что происходит, почему так? Почему я сегодня начал с этого примера, может быть неудачного? Переход из одного состояния в другое там, по утверждению научного руководителя, происходил очень быстро. Но каковы последствия непонимания там? «Двойка» на экзамене, «не зачет» за курсовую. В конце концов, можно подойти, выучить и узнать. Здесь же в первом чтении мы слышали тоже про два состояния. Праведность и беззаконие. К сожалению, в этих двух состояниях или между этими двумя состояниями переход происходит тоже довольно быстро. Очень быстро. Но если там где-то в учебе, в институте последствия всего лишь «двойка» или «не зачет». То здесь речь идет о жизни и смерти. И удивительно, что переход быстрый, а последствия страшные.

Но Господь говорит к нам, и это слово должно звучать для нас как утешение. Если беззаконник обратится, если оставит свой путь злой и начнет творить суд и правду, то он жив будет, не умрет. То есть, не смотря на то, что грех иногда врывается в нашу жизнь неожиданно и быстро. Хотя, лучше по-другому сказать, так в этой формулировке мы перекладываем ответственность на другого. Мы, я, каждый из нас довольно часто грех совершаем быстро. Это внутренне согласие, которое вдруг, непонятно почему, возникло. Причем, сами потом смотрим назад и удивляемся, происходит быстро. Это такой скачок. До какого-то момента еще боролся, после какого-то момента уже все, не борюсь, согласился, восстал против Бога, против Творца своего и Спасителя.

Каждый грех является этим восстанием, каждое беззаконие. Но насколько велико милосердие Божие к нам. Насколько велико. Когда Он говорит: «если беззаконник обратится, изменит жизнь, восстановит правду, снова придет к своему Творцу, Искупителю, жив будет, не умрет». Как можно за это не благодарить? Невозможно.

В этом первом чтении из книги пророка Иезекииля виден как бы двойной закон духовной жизни. То есть, с одной стороны — легкость греха, легкость совершения греха, бездумность совершения его. И тяжесть последствий, которая напоминает нам о нашей ответственности. С другой стороны — видимая легкость восстановления жизни. Видимая легкость прощения. Почему я повторяю слово видимая? Потому что мы помним, что цена искупления это Крест, это пролитие крови. Господь милостив к нам. Он призывает нас исполнять заповеди, потому, что любит нас. Он во множестве притч пытается объяснить нам, пытается сказать нам так, чтоб мы наконец поняли, что нужно делать для того, чтобы не просто быть верным, не просто быть сильным. Что нужно делать, чтобы мы оказались способными пребывать в Его любви. Чтоб сердца наши были открыты на Него, на Его милосердие, на Его исцеляющую любовь, на Его творческую силу. Что для этого нужно делать? Заповеди — это первый уровень. Внешнее проявление.

Но сегодня можно услышать, как апостол Павел обращается к верующим. Начало второго чтения, в котором несколько таких условий звучали. Если есть какое утешение, если есть какая отрада, если есть какое общение. Это обращение к верующим филиппийцам, но вместе с ними ко всей Церкви всех времен и народов. Причем, в этом обращении звучит подтверждение. Он говорит: «я знаю, что вы утешение ищете во Христе, и это хорошо. Я знаю, что вы радость любви ищете в Боге. Я знаю, что вы ищете общения в Духе Святом. Я знаю, что вы стремитесь к милосердию, состраданию. Это все хорошо». В этих условиях на самом деле звучит похвала апостола к верующим во Христа, которые стремятся все это обрести в Боге.

Но он говорит здесь. Как бы дополняет какой-то недостаток. Причем просит, говорит: дополните мою радость. Есть нечто, чего не хватает. Имейте одни мысли. Будьте единодушны и единомысленны. О чем он здесь говорит? Он говорит об одной особенности, черте веры, которая помогает сохранить верность Богу, которая помогает сохранить это состояние праведности и помогает не перейти в беззаконие. Когда апостол Павел говорит об единомыслии, единодушии, он не хочет всех людей сделать одинаковыми, роботами, которые имеют одинаковый набор мыслей, одинаково думают, одинаково говорят, одинаково ходят, одинаково одеваются. Не об этом речь. Дальше видно, о чем он говорит. «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие во Христе Иисусе».

Невозможно добиться единства на основании человеческой мысли или какой-то идеи. Невозможно. Почему? Потому что всегда человеческое произведение, скажем так, или решение какое-то, оно всегда ограничено, оно всегда имеет недостатки. Нас апостол Павел призывает к тому, чтобы соединиться с Иисусом Христом, соединиться с Богом. Стараться думать как Он, чувствовать как Он, жить как Он, поступать как Он. Именно поэтому Бог стал человеком, для того чтобы мы на конкретном примере могли увидеть, к чему нам стоит стремиться. Если мы будем стремиться к этому единомыслию с Богом, который явил Себя в Иисусе Христе, то тогда появится единство между нами. Потому что если во мне мысли, как у Иисуса Христа, если во мне чувствования, как у Иисуса Христа, и у другого человека – как у Иисуса Христа, и у нас всех – как у Иисуса Христа, то тогда мы пребываем в единстве, тогда мы единомысленны по-настоящему.

Не стоит стараться подчинить своей воле всех окружающих. Но стоит самому подчиниться воле Божией и тогда удивительным образом каждый, кого встречаю, который тоже стремиться жить в послушании Богу, он становится не просто братом, он становится близким человеком. Потому что думает так же как и я, чувствует так же, как и я, старается поступать и жить так же как и я. Почему? Потому что мы равняемся, смотрим и слушаем одного и того же, стремимся к одному и тому же идеалу.

В притче, которую мы сегодня слышали в Евангелие есть тоже один важный аспект, который напоминает о древней трагедии и который помогает понять, как избавиться или как исцелить ее последствия. Уверен, каждый из присутствующих в своей жизни, причем, уверен, что не раз, не единожды, переживал состояния разрыва между своими словами с одной стороны и своими поступками с другой. Говорим одно — делаем другое. Иногда, к сожалению, еще и думаем третье. Такой разрыв, это последствие первородного греха. В Боге слово и дело это одно и тоже. Если вспомнить о самом начале, о творении, если открыть первую главу Книги Бытия, такие слова там можем встретить, которые повторяются, структура повторяется. И сказал Бог, да будет Свет и стал свет. И сказал Бог, да произрастит земля всякую зелень, сеющую семя — и стало так, да будут звезды — и стало так. Да будет… — и стало так. То есть это не какая-то последовательность, что задумал Бог, дал задание космическим инженерам, они потом все это сделали. Нет. Бог творит Словом. И в нем это едино. Сказано — сделано. Мы такие слова говорим про человека, который твердо исполняет свои слова.

Это разделение, когда мы говорим и не исполняем — это последствие греха. Это один из таких пунктиков, которые свидетельствуют о том, что я уже стою на границе. На границе между этими двумя состояниями — праведностью и беззаконием. Если я вижу, что я говорю, но не исполняю, это уже обман, я перешагиваю, я проваливаюсь в бездну. Господь, когда нас учит, Он в Своем милосердии открывает нам эти тайны, то есть приоткрывает нам эти признаки, по которым мы можем распознать свое состояние. Что со мной происходит? Почему я сегодня грустный? Это только из-за того, что сегодня холодно, слегка простыл или быть может потому, что я уже совершил какие-то дела, которые ставят в опасность мою душу? Жизнь вечную, которой Господь меня наделил.

Эти признаки нам, как верующим людям, стремящимся к мудрости, нисходящей свыше, нужно постоянно замечать и это нормально. Почему мы учим детей быть внимательными на дороге? Подойдешь к проезжей части, посмотри сначала налево. Подойдешь к светофору, смотри, чтоб загорелся зеленый сигнал, до этого не иди. Трамвай нужно обходить спереди, автобус — сзади. Мы учим своих детей так поступать почему? Потому, что хотим оградить их от опасности. Потому, что если они этого не будут делать, они могут попасть в беду. Или там, посмотри сначала — скользко там или нет, чтобы не упал и не сломал руку. И множество таких предписаний и предостережений родители дают своим детям почему? Чтобы не попали беду.

Господь тоже дает нам заповеди. В притчах своих и через уста пророков приоткрывает эти тайны и дает нам эти признаки, через которые мы можем распознать опасность не только для тела, но уже духовную опасность, в которой мы можем потерять не просто жизнь физическую, но можем потерять жизнь вечную. Если бы Господь не любил нас, Он ничего бы этого не открывал. Так что призываю вас, братья и сестры, не только наблюдать за собой, но и постоянно пребывать в благодарении, благодарить Бога за Его милосердие. За то, что Он дает нам, грубо говоря, инструменты для обнаружения этих ловушек, которые Злой Дух расставляет перед нами. Будем благодарить Бога всегда и везде.

Аминь.

Advertisements