Святой Матфей, апостол и евангелист. Праздник

Святой Матфей, апостол и евангелист

Святой Матфей, апостол и евангелист

В 63 г. до Р. Х. Палестина была завоевана римлянами и присоединена к римской провинции Сирии. Таким образом, земли Палестины стали еще одним, хотя и небогатым, источником доходов для римской казны. Сборщики податей, или мытари, никогда не пользовались особой симпатией среди населения, а особенно теперь, когда они собирали налоги для врагов родины. Налоговая система позволяла мытарям завышать поборы, чем они, безусловно не пренебрегали, наживая значительные состояния, а заодно и ненависть со стороны окружающих. Неслучайно слова «грешник», «язычник» и «мытарь» для иудеев были практически синонимами.

Многие иудеи были удивлены и возмущены тем, что Иисус Христос посещал этих самых призираемых грешников (Лк. 19, 1-10; Мф. 9, 10-11) и даже ел вместе с ними (Лк. 5, 29-33), тем самым нарушая ритуальную чистоту, охраняемую Моисеевым Законом. Господь Сам объясняет, для чего Он так поступал: «не здоровые имеют нужду во враче, но больные… Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников» (Мф. 9, 12-13). Каково же было всеобщее удивление, когда Господь призвал одногоиз мытарей в число избранных, своих ближайших учеников — апостолов: «…Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним» (Мф. 9, 9). Так мы узнаем, что апостол и евангелист Матфей первоначально был мытарем в Капернауме. В списке апостолов, который он приводит в своем Евангелии (Мф. 10, 3), Св. Матфей ставит против своего имени слово «мытарь», что свидетельствует о его глубоком смирении.

О жизни Св. апостола Матфея известно немного. До призвания он носил имя Левия, но впоследствии постоянно назывался Матфеем. О факте его обращения, кроме самого Св. Матфея, пишут также евангелисты Марк и Лука. Кроме этих фрагментов и списка апостолов, где упоминается его имя, Евангелие об этом апостоле полностью умалчивает.

По свидетельству Климента Александрийского, Иринея и других древнехристианских авторов, после вознесения Иисуса Христа апостол Матфей 15 лет проповедовал благую весть иудеям в Палестине, а затем, по преданию, отправился с проповедью к другим народам — в Эфиопию (по иной версии, — в Персию) и там принял мученическую кончину.

Самый ценный дар, который оставил нам Св. Матфей, — это его изложение Евангельских событий, тем более, что он сам был их очевидцем и участником. Евангелие от Матфея было написано, по всей вероятности, около 42 г. В настоящее время доказано, что оно является самым ранним из записанных Евангелий.

Изначально Евангелие от Матфея было написано на арамейском языке — палестинском разговорном наречии того времени, т. к. предназначалось прежде всего для иудеев. Арамейский текст вскоре был утерян, но сохранились многочисленные греческие переводы. Показательно, что в переводах неоднократно встречаются арамейские выражения, для которых, видимо не находилось соответствий в греческом языке. Поскольку апостол Матфей предназначал свое Евангелие для иудеев, принявших христианство, он оставляет без объяснения иудейские традиции, в то время как другие евангелисты приводят пояснения этих обычаев.

Цель Евангелия от Матфея — показать иудеям, что Иисус Христос есть Мессия, обещанный Богом избранному народу. Поэтому апостол часто обращается к древним пророчествам, подчеркивая преемственность между Ветхим и Новым Заветом. Так, в тексте Евангелия нередко встречается фраза: «все это случилось дабы исполнилось предсказанное пророками». Евреи ожидали пришествия могущественного Спасителя, который поставит иудейский народ выше других наций, т. е. Мессии — полководца-завоевателя, который создал бы могучее государство. Опровергая такое чрезмерно «земное» понимание ветхозаветных пророчеств, Св. Матфей проповедовал подлинное Царство Божие, а события евангельской истории представлял как действительное исполнение древних пророчеств. Еще одна заслуга Св. Матфея в том, что составив первое Евангелие, он подал и другим пример писать о Христе.

На иконах Св. Матфея часто изображают с книгой его Евангелия, иногда — с мечом в руках, т. к., по преданию, он принял мученическую смерть от меча.

С древнейших времен апостол и евангелист Матфей является одним из наиболее почитаемых в Церкви святых. Его реликвии были привезены с Востока в Песту (Италия). Позднее, в Х веке их перенесли в Салерно в окрестностях Неаполя. Там они пребывают и по сей день в главном алтаре кафедрального собора.

via

Реклама