Сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня?

24 рядовое воскресенье (год А)

 Проповедь на Евангелие от Матфея 18, 21-35

В то время: Пётр приступил к Иисусу и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи, но до седмижды семидесяти раз. Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими. Когда начал он считаться, приведён был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов. А как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить. Тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: «государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу». Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. Раб же тот, выйдя, нашёл одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: «отдай мне, что должен». Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: «потерпи на мне, и всё отдам тебе». Но тот не захотел, а пошёл и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились, и, придя, рассказали государю своему всё бывшее. Тогда государь его призывает его и говорит: «злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?» И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его. (Мф 18, 21-35)

Дорогие братья и сестры.

В начале проповеди думаю, надо чуть-чуть объяснить цифры, которые были названы в Евангелии. По крайней мере, их значение. Чтобы лучше можно было представить, о чем говорит Иисус.

Вначале Петр обратился к Иисусу с вопросом: «сколько раз прощать брату моему?». И сразу добавляет: «до семи ли раз?». Естественно, конкретные цифры здесь не имеют значения. В Евангелие число семь всегда указывает на совершенство, на полноту. То есть, «до семи ли раз?», это вопрос «разве часто?», «разве надо все время прощать брату моему?», «разве любой раз?» и так далее. Это не подразумевает некую частоту, вроде семи раз в течение часа, в течение дня, в течение недели или месяца. Петр спрашивает: «часто ли прощать брату моему?». Иисус отвечает: «до седмижды семидесяти раз». Четыреста девяносто раз, если посчитать. Но и тут смысл не в цифрах. Здесь Петр спрашивает: «часто ли надо прощать брату?». Иисус отвечает: «всегда надо». Но отвечает в тон вопроса Петра. Отчего и происходит такая игра слов.

Вторая игра слов с цифрами уже более-менее в абсолютном значении, хотя нам трудно это представить. В притче Иисус говорит: был один раб, который должен своему государю десять тысяч талантов. А товарищ его задолжал ему сто динариев. По представлению человека, живущего в то время, когда было написано Евангелие, во время Римской империи, один динарий — это то, что можно честным трудом заработать в течение одного дня. То есть, сто динариев — это приблизительно столько, сколько можно заработать за четыре месяца. Сто дней работал — получил сто динариев. Это тот долг, который товарищ должен был рабу, у которого долг был в десять тысяч талантов. Это сумма, которую нельзя себе представить, настолько она велика. Это сумма, сопоставимая с внешним государственным долгом некоторых стран. И сразу понятно, где Иисус устраивает в этой притче поле напряжения. Иисус подчеркивает: «так и Отец Небесный поступает с вами». То есть, с каждым из нас. Если не простит каждый из нас «от сердца своего ближнему согрешения его».

Вот это прощение, которым Бог прощает наши грехи, это еще более-менее можно себе представить. Мы знаем, верим, что в крещении Бог нас освобождает от всех грехов. То есть, в момент крещения человек становится новым творением перед Богом. Человек в этот момент перед Богом без греха. Сам Бог отмывает грехи. К сожалению, человек не сохраняет эту благодать. И из-за всяких обстоятельств и решений человек грешит. Нам свойственно, к сожалению, что мы грешны. Мы не ангелы, мы люди, живущие на земле. И мы совершаем грехи. Для этого есть таинство исповеди. В таинстве исповеди Бог нам прощает грехи. Прощение, которое мы получаем от Бога не говорит о том, что Бог забывает о наших грехах. Бог не может забывать. Это не свойственно Ему. Ведь Он Всемогущий. Бог не забывает наших грехов. Он говорит: «Я тебе простил грехи. Они больше не важны. Я на них больше не смотрю. Я на них больше не обращаю внимание. Я не ставлю это в счет тебе».

Приблизительно таким образом происходит прощение. И не потому, что мы такие «белые и пушистые» и наши грехи — это все чепуха. Сами мы знаем, как страшно все то, что мы делаем. Бог нам прощает наши грехи потому, что Он милосердный. Не потому, что мы заслужили это прощение. Или потому, что мы зарабатывали каким-то образом это прощение от Бога. Но потому, что Он милосердный. Иисус Христос умер на кресте ради нашего прощения. Он взял на себя грехи мира, грехи каждого из нас. Для того, чтобы Бог нам из милосердия простил. И каждый из нас знает, какие грехи Бог нам простил. И милосердие Божия не имеет ограничения. К Богу мы всегда можем обратиться.

Иногда слышно: «у меня столько грехов — это никто не прощает», или «у меня такие грехи — Бог мне никак не простит». Это заблуждение. Бог всегда готов простить нам наши грехи, если мы только к Нему обратимся. Человека, который кается в своих грехах, Бог никогда не отсылает от Себя. Бог всегда открыт для человека. Таким образом милосердие Божие действует. И оно проявляется, в том числе, в прощении грехов. Оно проявляется и во многом другом. В благодати Божией, которая часто связана с прощением. Благодать действует тоже из-за милосердия Божия.

Из всего этого и смотря на притчу, которую мы слышали из Евангелия, мы должны сделать свои выводы. Если Бог нам простил из чистого милосердия то, что мы иногда плохо поступаем и грешим, это должно отражаться на нашей жизни. Например, на том, как мы относимся к другим людям. В первую очередь к тем, кто постоянно вокруг нас. Супруги, родители, дети, братья, сестры… Потому можно уже круги пошире нарисовать: друзья, коллеги по работе…

Везде, где есть человеческое общение, к сожалению, всегда присутствует и грех. Надеемся, что меньше там, где есть хорошие человеческие отношения. Бывают ситуации, когда мы как будто постоянно находимся под влиянием греха другого человека. И как мы поступаем? Часто у нас есть отмазки: «Я простил бы, но сколько можно!? Я простил бы, но другой человек не проявляет признаков того, что он пересмотрел свои поступки. Я простил бы, но другой человек не просил о прощении. Я простил бы, но я-то, вообще-то, прав!»… Всегда найдем отмазку. И все наши отмазки против Евангелия, против учения Христа. Который говорит, что прощать надо всегда, без исключения.

И наше прощение должно быть похоже на прощение, которым Бог нам прощает все наши грехи. Потому, что бывает так — «давайте забудем обо всем». Но это не прощение. Может быть, на время ситуация улучшится. Но это не прощение. Когда-то возникает момент и все заново кипит, и все заново поднимается, и все заново вспоминаем. И тут мы уже понимаем, что это не прощение. Если мы, как Иисус говорит, от сердца своего хотим простить, то это не значит забывать о том, что другой сделал. Это значит, помня, что другой человек сделал, сказать, что это больше не важно. Больше мы об этом не помним. Больше мы другому человеку это не ставим в счет. То есть, мы отказываемся от того, на что мы как будто право имеем. Таким образом, прощение — это всегда жертва. Всегда отказ от чего-то, на что мы как-будто право имеем. Ради того, чтобы проявилось в нашей жизни милосердие.

Милосердие в нашей жизни, которое мы можем проявить, конечно, это только отражение того милосердия, которым Бог нас любит. То есть, все милосердие, которое мы могли бы проявить в нашей жизни — это только искра того огня, которым Бог нас одаряет. Милосердие, которое действует. Милосердие, в котором мы можем найти истинное утешение. В котором мы найдем силу для того, чтобы простить другим, не смотря на то, что они сделали. Ветхий Завет «око за око и зуб за зуб» уже не действует. Мы призваны простить всем и все. Таким образом проявив милосердие Божие.

Аминь

Advertisements