Если согрешит против тебя брат твой

23 рядовое воскресенье (год А)

Проповедь на Евангелие от Матфея 18, 15-20

В то время: Иисус сказал ученикам Своим: Если согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрёл ты брата твоего. Если же не послушает, возьми с собою ещё одного или двух, дабы устами двух или трёх свидетелей подтвердилось всякое слово. Если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь. Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе. Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего небесного. Ибо, где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них. (Мф 18, 15-20)

Дорогие братья и сестры.

Все тексты Священного Писания, которые мы слышали, таким или иным образом связаны с взаимоотношениями. Некоторые больше смотрят на жизнь верующего человека, общение верующих. Некоторые, можно сказать, имеют более общее значение. Однако, таким или иным образом, все они связаны с каждым из нас. Потому, что каждый из нас — верующий человек. Каждый из нас, таким или иным образом, живет в общине верующих. Кто-то теснее, кто-то слабее. Но думаю, каждый здесь присутствующий человек считает себя верующим. Таким образом, он находится не только в каком-то безвоздушном пространстве, а именно в Церкви. И не только в церкви, которая построена сколько-то лет тому назад из камней. А в Церкви, которая построена из «живых камней». В приходе, в конкретном приходе здесь у нас.

Тема, о которой эти тексты говорят, очень непростая. Речь идет о том, что и в приходе бывает, что люди поступают неправильно. И в приходе бывает, что люди грешные. Мы все грешные, да. Можно, правда, сказать «мы все не святые, к сожалению». Однако, как раз эти тексты, которые мы слышали, сосредоточены на том, как мы должны поступать. И удивительным образом они не говорят о том, что мы все грешны. А говорят о том, что делать, если есть человек, который поступает так, как он не должен поступать, как не надо. Сами подумайте, какие шаги вы принимаете, если видите, что в приходе кто-то поступает так, как не надо.

Бывают разные подходы к этому вопросу. Бывает, что человек вообще не видит такого. Бывает, что человек видит и говорит: «Что я буду вмешиваться? Пусть сами разбираются». Бывает, что человек начинает обсуждать это со своими близкими друзьями. Если тот человек, который поступает неправильно, не близкий друг. Бывает, что человек сразу прекращает общение с тем человеком. Тут не нужно прилагать особых усилий и напрягать фантазию. Каждый из вас знает, как мы часто поступаем, когда видим, что другой человек поступает по нашему мнению неправильно. И все, что я выше перечислил, все это не согласуется с теми текстами, которые мы слышали из Священного Писания. А Священное Писание очень ясно говорит, что надо было бы делать.

В Евангелие Иисус говорит, что если согрешит против тебя брат твой, — ну или сестра твоя, это тут тоже включено, — пойди и разбирайся между тобою и им одним. Разбираться, естественно, словами, не о единоборстве речь. И только после того, как вопрос окажется неразрешимым, можно пригласить свидетелей, чтобы каждое слово было подтверждено устами двух или трех свидетелей. И даже если их не слушают, тогда уже можно публично что-то сказать. Это сложный путь, это очень «тонкая материя». Однако, каждый из нас, думаю, делает хорошо, если думает, упражняется, может быть, и поступает по слову Евангелия.

Из книги пророка Иезекииля мы слышали, что если мы не будем принимать мер, когда видим, что брат грешит, то человек может умереть в своем грехе, а грех его будет на нас. Потому, что мы молчали. Потому, что мы не говорили. Потому, что мы никакие меры не приняли из-за всяких разных причин: «не мое дело», «что я буду выпендриваться»… Иисус очень ясно говорит, если есть такое — скажи. Любопытно, что Иисус в Евангелии, как и текст Ветхого Завета, не говорит о том, что мы все грешные, никто из нас не лучше другого. Нет такого. Наоборот, очень ясно сказано — иди и скажи, иди и исправляй, иди и подними речь о том, что на самом деле тебе мешает, иди и разберись.

Однако, было бы странно, находить себе такое извинение: «я не самый лучший, я сам грешный человек, поэтому я не буду». Опять мы отступаем от слов Иисуса. Который очень ясно говорит — иди и разберись с братом своим. Речь не идет о твоей чистоте, о твоей «святой душе», о том, что ты тут самый лучший. Это не основание для того, что мы можем идти к другому человеку и говорить: «вот я считаю, что ты поступаешь неправильно». Конечно, нам легче, если мы стараемся соблюдать заповеди. Нам легче, если к нам никто не придет с такими или иными претензиями. Нам легче, если мы можем свидетельствовать об Истине, свидетельствовать о том, что возможно жить по заповедям, если мы можем свидетельствовать нашей жизнью. Однако, мы все должны быть готовы, что в какой-то прекрасный день и к нам приходят и говорят: «Почему так? Не делай этого, так нельзя».

Я уже в начале говорил, что это очень «тонкая материя», очень сложно. И может пройти немало времени, пока мы упражняемся в таком воистину Евангельском подходе ко взаимоотношениям. Особенно в таких моментах, когда мы обычно отругаем другого и сразу же найдем определенные часто очень обидные слова. Христианский подход очень специфический, очень сложный. Однако, есть один фундамент, есть одно дело, на котором все основано. И об этом пишет апостол Павел в Послании к римлянам. Мы это тоже слышали: «не оставайтесь должными никому ничем». И здесь речь идет не только о материальных вещах, но и о том, о чем мы уже говорили.

Другой человек поступает неправильно и мы обычно говорим: «Как так можно! Какой он плохой!». Не оставайтесь должными никому и ничем, кроме взаимной любви. Взаимная любовь, это не то, что мы сидим здесь, радуемся, что мы все вместе. Бог есть любовь. Взаимная любовь — это очень конкретное. Это любовь во Христе, которая преодолевает все то, что нам мешает быть друг с другом. Все то, что нас отделяет друг от друга. Это любовь Христова, которая должна жить в каждом из нас. Это любовь божественная, которая покрывает многие грехи. Эта любовь должна быть фундаментом всего. Только в этой любви мы можем воистину просить о прощении, если мы что-то сделали не так. Только в этой любви мы можем воистину простить другому человеку. Только в этой любви мы можем намекнуть или сказать другому человеку, если мы считаем, что он что-то делает не так. Но главное, чтобы была эта любовь.

Когда у нас возникает возмущение о чем-то, — или точнее, о ком-то, — бывает, что нам хорошо в этом. Мы видим, как человек неправильно поступает, внутри нас уже кипит, и ощущения странные, но нельзя сказать, что неприятные. Мы же знаем, что он неправильно делает. И мы знаем, как надо было бы, и это все в нас кипит и кипит. И мы уже забываем, что фундаментом наших действий должна быть любовь. У нас на языке уже лежат слова, которые мы говорили бы, если бы человек был перед нами. Мы уже готовы высказаться. И давным-давно уже забыли, что мы должны принимать решения в любви.

Любовь — это то, что мы всегда должны другим. В первую очередь. В любви мы должны принимать решения и высказывать претензии. Согласитесь, если смотреть на такой фундамент, на фундамент любви, то многое из того, что мы обычно говорим, говорить нельзя. А то, что можно было бы сказать, очень трудно найти. Найти слова, которые можно было бы сказать в любви, несмотря на то, что другой человек поступает неправильно, это сложно. Этому надо учиться, в этом надо упражняться.

Приглашаю всех в течение всего года упражняться в любви. Упражняться в том, чтобы все наши действия, все наши замыслы, все наши реакции, — может быть, бурные, — чтобы все они были основаны на любви. Чтобы мы не забывали, что как верующие во Христа, мы призваны основывать все наши действия на фундаменте любви. И тогда мир не станет сразу же лучше, не решатся сразу все проблемы вокруг. Тем более, другой человек не станет сразу же поступать по-другому. Так, как мы хотели бы. Но тогда мы сможем быть спокойны за себя. Что уже немаловажно. Такой подход не будет незаметен для других. Таким образом мы будем свидетельствовать. И, возможно, что другой человек на самом деле задумается: «а как надо было?» Пусть любовь действует в нас всегда.

Аминь.

Реклама