Ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою

21 рядовое воскресенье (год А)
Годовщина освящения храма

Проповедь на Евангелие от Матфея 16, 13-20

В то время: Придя в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал ему: Ты Христос, Сын Бога живого. Тогда Иисус сказал Ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин; потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах. И Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её. И дам тебе ключи Царства Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах. Тогда Иисус запретил ученикам Своим, чтобы никому не сказывали, что Он есть Иисус Христос. (Мф 16, 13-20)

Отец Григорий Федосеев

Отец Григорий Федосеев

Дорогие братья и сестры.

Бывает, что в храм приходят разные экскурсии. Из школы, института, из какой-то организации. И, среди прочего, когда священник рассказывает об устройстве храма, его назначении, что здесь происходит, он говорит, что у каждого храма, как и у человека, есть свое имя. Так наш храм освящен в честь Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии. Но то, что у каждого храма есть имя, на этом еще не заканчивается сравнение с человеком.

У каждого храма есть особенный день. Если смотреть на его историю возникновения. То есть, самого храма, как здания. Есть особенный день — это его освящение. Можно сказать, что, когда начинается строительство — это, как зачатие. Когда строится — это развитие его, будто плод растет в утробе матери. Когда он построен, он уже готов, но чего-то не хватает. Нужно совершить особое действие, или, лучше сказать, священнодействие, которое храм делает Храмом по-настоящему. То есть, не только по внешнему виду, по архитектуре, по обустройству, по расположению алтаря, скамеек. Это всего лишь предметы материального мира, которые после священнодействия, которое мы называем освящением, становятся Храмом, что называется, с большой буквы. То есть, во всей полноте этого смысла.

А что значит храм? Храм — это место, где совершается Жертва. Величайшая Жертва всех времен и народов. Величайшая Жертва в истории. Жертва, угодная Богу. Жертва, которую Сам Бог совершил для нашего искупления. Именно для этого строится храм. И его освящение — это некая граница. До этого это было всего лишь странное здание, после освящения — это уже место, принадлежащее Богу, которое требует определенного образа поведения.

Если посмотреть на историю, то мы слышали сегодня в первом чтении, как царь Соломон, мудрейший из мудрейших, после того, как был построен Храм, – Храм иудеев в Иерусалиме, первый Храм избранного народа, – произносит молитву, в которой просит Бога, взывает к Богу и говорит: «Да будут очи Твои отверсты на храм сей день и ночь, на сие место, о котором Ты сказал: «Мое имя будет там»; услышь молитву, которою будет молиться раб Твой на месте сем. Услышь моление раба Твоего и народа Твоего Израиля, когда они будут молиться на месте сем; услышь на месте обитания Твоего, на небесах, услышь и помилуй» (3Цар 8, 29-30).

Эта молитва освящения иудейского Храма остается действенной и актуальной для каждого храма. Поэтому она звучит в годовщину освящения храма. Это просьба, которая прозвучала тысячелетия назад, просьба, обращенная к Господу об освящении конкретного места. Которое специально предназначено, ни для чего другого, но только для молитвы. «Услышь молитву раба твоего, услышь молитву народа Твоего, который здесь, на этом месте будет взывать к Тебе». Уже сама эта просьба показывает, что место храма, пространство храма оно, – не знаю, может, грубое сравнение, – оно становится как бы экстерриториальным. Оно как бы изымается из пространства обычного, территории города, территории страны, земли, наполненной грехами. Это место святое.

И здесь Бог обитает уже реально. Не так, как в древней Иудее, ибо написано: «Ты сказал Мое имя будет там». Здесь не только Имя Бога пребывает, Которое мы прославляем. Здесь Сам Господь присутствует тройным образом. Во-первых, в Слове Своем, которое звучит постоянно здесь. Во-вторых, в таинстве Евхаристии, реальное присутствие Тела Христова. И, в-третьих, в общине верующих, собравшихся вместе на литургию. Не просто имя, но Сам Бог присутствует здесь посреди нас.

Если посмотреть на другие моменты священной истории, то можно увидеть, насколько великим было благоговение человека, сталкивающегося лицом к лицу с проявлениями божественной силы. Например, Соломон преклоняется перед Богом, прося в молитве об освящении Храма. Если вспомнить праотца Иакова, когда он увидел сон. Сон, в котором он видел лестницу от неба до земли. Во сне. Всего лишь во сне. Увидел ангелов восходящих и нисходящих и увидел Бога, Который пообещал ему, еще раз подчеркиваю, во сне, – обновил Завет, заключенный с Авраамом, с Исааком, с отцами. И, проснувшись, что Иаков сказал? — «это место ничто иное, как дом божий и врата небесные» (ср. Быт 28, 17). И испугался. Испугался в смысле не разрушающего страха, а такого сильного благоговения, что он говорит: «это страшное место, потому что Бог Всевышний обитает на месте сем» (ср. Быт 28, 17). Не было еще искупительной Жертвы, не было громогласных явлений природы, которые могут испугать. Всего лишь Бог послал ангела Своего, чтобы во сне укрепить Иакова в его верности в следовании Завету, который Бог заключил с его отцами, Авраамом и Исааком. Но он, проснувшись, получив это откровение от Бога, что сделал? Первым делом собрал эти камни, построил алтарь и совершил жертву Богу Всевышнему, Творцу неба и земли.

Если смотрим на Моисея, который, находясь в пустыне, в обычных своих делах, пас овец, увидев куст, горящий и не сгорающий, подошел из любопытства, не подозревая, что с ним сейчас будет, услышал какой голос? Голос Божий. Но который что говорил? «Моисей, Моисей, сними обувь твою, потому что земля, на которой ты стоишь, земля святая» (ср. Исх 3, 5). Что сделало это землю в пустыне, далеко от населенных пунктов, что сделало ее святой? Пребывание Бога. Но Бог Вездесущий. И все же, особое место, в котором Бог открывает Себя человеку — это святое место.

Что мы можем говорить о храме, который особым образом посвящен Господу? Здесь место намного больше святое, чем то, про которое было сказано Моисею «сними обувь твою, потому что земля, на которой ты стоишь, земля святая» (ср. Исх 3, 5). Если посмотрим на более позднее событие, когда Моисей, послушавшись, не без проблем, не без ропота, не без какой-то внутренней борьбы, но все-таки послушавшись Бога, уже вывел из Египта избранный народ. Они прибыли к горе Синай, то есть, к горе, на которой были даны Десять Заповедей Божиих, закон, по которому нужно было жить людям, соблюдая который открывался путь спасения. Народ был в страхе и трепете. Скорее всего, там было что-то вроде извержения вулкана. Потому что в Священном Писании описывается, что был звук «как бы трубный». Были громы и молнии, были трясения земли. И народ в страхе просил Моисея: «лучше ты говори с Богом, а потом нам перескажешь».

Но сегодня мы слышим через апостола, Дух Святой через него возвещает, обращаясь не только к евреям, но ко всем верующим, что сейчас, находясь в святом храме, вы приступили уже не к горе осязаемой, пылающей огнем, не к мраку, тьме, буре и трубному звуку. Но вы приступили к намного большему, к горе Сиону, ко Граду Бога Живого, к Небесному Иерусалиму, к тьмам ангелов, торжествующему собору и церкви первенцев, к Судии всех Богу, к духам праведников, достигших совершенства.

Находясь в храме, мы пребываем в таком, я бы сказал, странном месте. Здесь действительно Врата Небесные. Особенно в тот момент, когда начинается литургия, можно сказать, что небо открывается, пространство и время исчезают, и мы прикасаемся к вечности. Бог нисходит к нам по Своему милосердию, нисходит к нам, находящимся в грехах и слабостях. Но Он нисходит к нам Своей благодатью и касается наших сердец Словом Своим и кормит нас пищей небесной, Телом Христовым, Которое дает Жизнь вечную.

Как же мы можем после всего этого, если глубоко задумываемся, вести себя в храме неподобающим образом? Вести пустые разговоры, как регулярно это происходит у нас по воскресеньям перед мессой. Гул, как в кинотеатре. Почему это происходит? Уверен, потому что забыли, что место это святое. Храм любит молитву. И не случайно Иисус говорит: «Дом мой — домом молитвы наречется. Дом мой будет домом молитвы для всех народов» (ср. Ис 56, 7). И когда Он вошел в иудейский Храм, прекратил безобразия довольно грубым образом. Или, лучше сказать, решительным образом.

Но ученики вспомнили и поняли, ибо уже давно было написано: «ревность по доме Твоем снедает меня» (Пс 68, 10). Такая ревность по доме Божием должна снедать не только священника, не только монашествующих, но каждого верующего человека. Ревность по доме Божием. Чтобы не превращать его, если и не в «вертеп разбойников», как Сам Господь говорит, чтобы не превращать его в какой-то клуб по интересам. Где идет обсуждение и разговоры обо всем, кроме Бога. В этом святом месте.

Великие святые древности, не только Ветхого, но и Нового Завета, слыша Слово Божие, падали ниц, преклонялись пред своим Творцом в благоговении. Проходя мимо храма, даже не входя внутрь, совершали крестное знамение в сторону храма и преклоняли голову почему? Потому что осознавали величие святости этого места. И я очень желал бы, чтобы в каждом из вас возникло это благоговение. А потом появилось бы желание это благоговение хранить и взращивать, приумножать его. То благоговение перед Богом, Который являет себя здесь, в этом святом месте. И не только во время литургии, но и когда литургии нет здесь должна соблюдаться благоговейная тишина. Для того, чтобы совершалась молитва. Для того, чтобы не было препятствий между человеком, обращающимся к Богу, нередко со слезной просьбой, и Богом.

Для того, чтобы еще раз глубже напомнить смысл освящения, в завершении хочу прочитать ту молитву, слова которой звучали здесь, на этом месте двенадцать лет назад. Которую возносил к Богу епископ. Епископ, значит, глава поместной церкви, значит, апостол наших дней.

«Боже, освящающий Церковь Твою и управляющий ею,
имя Твое подобает нам возвещать, празднуя и ликуя,
ибо ныне народ Твой желает торжественным обрядом
навсегда посвятить Тебе этот дом молитвы,
где он будет в благоговении почитать Тебя,
наставляться словом и питаться таинствами.

Это здание – знак тайны Церкви,
которую Христос освятил Кровию Своею,
чтобы соделать ее Себе преславной Невестой,
Девой веры непорочной,
Матерью, плодоносной силою Духа.

Церковь святая, избранная лоза Господня,
ветви ее наполняют весь мир,
и отрасли свои, поддерживаемые древом крестным,
она возносит к Царству Небесному.

Церковь блаженная, скиния Бога с человеками,
храм святой, созидаемый из живых камней,
утвержденный на основании апостолов,
имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем.

Церковь высочайшая, град, воздвигнутый на вершине горы,
являющий всем свой свет,
где сияет вечный светильник Агнца,
и звучит благодарная песнь блаженных.

Итак, смиренно молим Тебя, Господи,
благоволи освятить эту церковь и этот алтарь,
да будет здесь всегда место святое
и трапеза, приготовленная для жертвы Христовой.

Здесь да омывает людей от грехов
поток божественной благодати,
чтобы дети Твои, Отче, умершие для греха,
возрождались к жизни вечной.

Здесь да совершают верные Твои память Пасхи,
собравшись вокруг алтаря,
и да укрепляются на трапезе Слова и Тела Христова.

Здесь да звучит радостно жертва хвалы,
и глас человеческий, соединившись с хорами ангельскими,
да возносится к Тебе
в непрестанной молитве о спасении мира.

Здесь да найдут милость нищие,
угнетенные да обретут истинную свободу,
и все люди да облекутся в достоинство детей Твоих,
доколе в ликовании не достигнут вышнего Иерусалима.

Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына,
Который с Тобою живет и царствует
в единстве Святого Духа,
Бог, во веки веков.

Аминь».

Advertisements