Царство Небесное подобно …

16 рядовое воскресенье (год А)

Проповедь на Евангелие от Матфея 13, 24-43

В то время: Другую притчу предложил Иисус народу, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своём. Когда же люди спали, пришёл враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушёл. Когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. Придя же, рабы домовладыки сказали ему: «господи! не доброе ли семя сеял ты на поле твоём? откуда же на нём плевелы?» Он же сказал им: «враг человек сделал это». А рабы сказали ему: «хочешь ли, мы пойдём, выберем их?». Но он сказал: «нет; чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы. Оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их; а пшеницу уберите в житницу мою». Иную притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своём, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его. Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё. Всё сие Иисус говорил народу притчами, и без притчи не говорил им, да сбудется сказанное через пророка, который говорит: «отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира». Тогда Иисус, отпустив народ, вошёл в дом. И, приступив к Нему, ученики Его сказали: изъясни нам притчу о плевелах на поле. Он же сказал им в ответ: сеющий доброе семя есть Сын Человеческий; поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы — сыны лукавого; враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы. Посему, как собирают плевелы и огнём сжигают, так будет при кончине века сего. Пошлёт Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие. И ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов. Тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да услышит! (Мф 13, 24-43)

Отец Григорий Федосеев

Отец Григорий Федосеев

Дорогие братья и сестры!

Есть много вещей в этом мире, которые трудно объяснить человеку, который совсем ничего не знает. И что уж говорить о Царстве Небесном, о Царстве Божием, если о нем говорится: «не видел того глаз, не слышало то ухо и не приходило то на сердце человеку, что Бог приготовил любящим Его». Конечно, трудно об этом говорить человеческим языком, словами, которые сами в себе уже ограничитель. Даже не нужно быть верующим, для того, чтобы понимать. Как сказал один из великих людей: «Мысль изреченная есть ложь». То есть, нам иногда бывает трудно выразить даже свои собственные мысли. Облекаем их в слова и видим, что на самом деле надо было как-то по-другому, не совсем так думали, не совсем так читали. Большое ограничение.

И поэтому Господь открывает нам тайны Царства Небесного притчами. Дает нам такие образы, можно сказать, для созерцания, для размышления. Чтобы размышляя над этим словом, над этой притчей мы с каждым разом все больше и больше углублялись к познанию великой тайны — кто есть Бог? Что Он для нас приготовил? По каким законам живут души наши? Как нам приблизиться к Нему? Как не потерять общение с Ним? И трудно так же говорить, когда Сам Господь объясняет притчу. Он объяснил, казалось бы, все понятно. И в этом объяснении есть один момент, который, как мне кажется, часто бывает незамеченным.

Когда мы слышим слово «Царствие Божие», представляется что-то такое царское, большое, великое. Как бы некое место. Но тут Господь, когда объясняет притчу, говорит: поле — это мир, в котором мы живем. Он говорит, что человек, сеющий доброе семя — это Он. Себя Он называет «Сын Человеческий», а мы знаем, что это — Сын Божий. В притче же сказано: «Царство Небесное подобно человеку, сеющему доброе семя». То есть, Сын Божий является этим Царством, именно в Нем, в Иисусе Христе, Царство Божие приблизилось к нам. И только смотря на Него мы можем постигать Его тайну. Слушая Его, мы можем постигать Его тайну. Вкушая Его в евхаристии мы можем постигать Его тайну. И постижение это целью имеет не просто узнать «что-то новенькое». Постигнуть — значит приблизиться к Нему, значит быть с Ним. Значит сердце свое заполнить только Богом.

Эти притчи помогают нам увидеть три акцента. В притче о добром семени и враге, сорняках плевелах, которые посеялись рядом, ставится вопрос, который тысячелетиями мучил человека. Если Бог такой добрый, откуда такое зло? Если Бог любит меня, почему Он допускает мои страдания? Если Он такое сильный, почему Он не защищает, не помогает мне, когда приходит искушение? Почему Он допускает то, что я снова падаю, снова отказываюсь от Бога? Это множество вопросов сводится к одному: «почему Бог допускает зло?» И Господь отвечает: «если сейчас прекратить все, то вместе со злом может погибнуть и часть добра». Это может странно звучать. Но Господь говорит: «для того, чтобы вместе с плевелами не выдернуть пшеницу, оставьте расти все до урожая». Он дает нам время. Этот драгоценный дар, который мы можем использовать как благословение. И, к сожалению, мы можем использовать как проклятие для себя. Он дает нам время. Но дает нам время для чего?

В конце первого чтения мы слышали: «и внушал сынам Своим благую надежду, что Ты даешь им время покаяния во грехах». Господь дает нам время. Если посмотреть Ветхий Завет, который обычно представляется нам грозным, там Бог — Судья. Он наказывает за беззакония. И в множестве мест в Ветхом Завете у пророков видно, как Господь, обращаясь к своему народу, говорит: «не хочу смерти грешного, но хочу, чтобы он покаялся и жил». И для этого потом множество пророчеств, что Бог послал в мир Сына Своего, чтобы верующий в него не погиб, но имел жизнь вечную, чтобы было время покаяния. И Дух Святой через апостола возвещает в церкви своей: «мы служители покаяния и умоляем вас — обратитесь к Богу». Бог дает нам это время.

Больше того, Он возвещает, — в ответ на некоторые возмущения, почему Бог допускает зло, — почему сейчас же не карает преступников, злодеев, грешников, почему Он медлит. В Откровении Иоанна Богослова можно прочитать даже этот крик, вопль праведников, мучеников, погибших за веру — почему Бог медлит. А Бог не медлит, Он долготерпит. Он долготерпит и ждет обращения каждого из нас. Не только тех, кто присутствует здесь, кто-то даже возвышается в сердцах своих — вот, какие мы молодцы. Бог долготерпит и ждет обращения каждого злодея. И поэтому, когда придет конец времен мы не знаем. Нам же нужно пока взывать о милосердии для себя, для тех, кого знаем, для тех, кто идет путем погибели. Он долготерпит. Почему? Потому, что любит.

Во второй притче ярким образом звучит такая мысль, что Царствие Божие, несмотря на свою незаметность, ведь мы часто не чувствуем присутствие Бога в своей жизни, не чувствуем, что рядом есть благодать, что сила Любви Небесной наполняет вселенную, но оно, не смотря на эти небольшие проявления в этом видимом виде, к которому мы привыкли, на который мы привыкли смотреть, слушать, ощущать органами осязания, оно превышает и превосходит все, что мы видим, слышим, все, что знаем, и все, что когда-либо будем знать. Царствие Божие незаметным своим присутствием на самом деле превышает, превосходит, переполняет, входит за ее пределы всей вселенной. Почему? Потому, что Бог трансцендентен, Он необъятен.

В третьей притче очень важно увидеть эту мысль о закваске. Несмотря на эту незаметность Царствия Божия, несмотря на незаметность присутствия Бога посреди нас, силой Его действия, мы не знаем как, мы не знаем почему, но мы знаем, что Бог любит нас. Но часто мы впадаем в искушение из-за того, что не чувствуем и начинаем думать, что это такое большое, оно бездействует, потому что зло есть, все это собирается вместе и доводит нас до отчаяния. И поэтому нам важно снова и снова обращаться к Евангелию. Снова и снова открывать уже не просто уши, слух своего сердца, чтобы вникать в то слово, которое говорит нам Господь. Он есть слава наша, Он есть сила, Он есть любовь, которой мы жаждем. Он.

Если забываем о Нем, тогда начинаем искать утешения где-то на стороне. Но даже в таком состоянии Бог помогает нам. Во втором чтении мы слышали — Бог укрепляет нас в немощах наших. Но подкрепляет нас тогда, когда мы признаем свою немощь. Это означает пребыть в правде, в истине, посмотреть на себя и сказать: «Да, действительно, сколько ни пробовал, не получается, не могу. Кто может помочь? Только Господь». Когда признаешь это, только тогда Дух Святой начинает подкреплять нас в немощах наших. Мы можем видеть, что мы, даже не произнося ни слова, мы слышим в сердце, благодаря этому признанию, начинает в сердце возноситься молитва к Небесам. Дух Святой начинает ходатайствовать за нас «воздыханиями неизреченным».

Почему столько много слов Господне звучит сегодня? Потому, что Бог, любящий нас, хочет открыть нам эти тайны, которые дают исцеления нашим сердцам. Хочет нас спасти. А мы часто закрываем свои уши, закрываем свои глаза, для того, чтобы не слышать слово Божие, не видеть действие его. Мы сами себя обрекаем на что? На страдание уже в этой жизни и, конечно, на вечное страдание после смерти. Бог не хочет этого допустить. Он взывает к каждому из нас: «обратитесь и будете жить».

Аминь.

Advertisements