Святейшее Тело и Кровь Христа, торжество

Святейшее Тело и Кровь Христа, торжество (год А)

Проповедь на Евангелие от Иоанна 6, 51-58

В то время: Иисус сказал Иудейскому народу: Я хлеб живой, сшедший с небес; едящий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою? Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Едящий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Едящий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нём. Как послал Меня живой Отец, и Я живу Отцом, так и едящий Меня жить будет Мною. Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: едящий хлеб сей жить будет вовек. (Ин 6, 51-58)

Дорогие братья и сестры!

Со дня Пятидесятницы мы завершили Пасхальное время. Торжество Тела и Крови Христа во истину есть пасхальное Торжество. Мы вспоминаем особым образом, празднуем особым образом Евхаристию, в том числе установление Евхаристии. Воспоминание о смерти и воскресении Иисуса Христа. Многие тексты в Священном Писании говорят о том, что Иисус говорил иудеям и не поняли Его. Иисус им говорит, может быть, в переносном смысле. Они не поняли. Скорее всего, даже апостолы, которые были самые близкие друзья Иисуса, не могли понять, что Он имеет в виду, до того дня, как Он уже вместе с апостолами совершил Тайную Вечерю. И даже тогда еще было сложно понять, что на самом деле происходит. Только после воскресения, после вознесения и после сошествия Святого Духа они начали понимать то, что Иисус им говорил уже тогда, когда они вместе шли, когда Он разговаривал с ними, разговаривал с иудеями. Как они спорили между собою, они вспоминали, когда у них открылись глаза на те вещи, которые Иисус давно хотел сказать. Это то, что Иисус хочет быть с нами столь чудным образом, что Он не только окружает нас, как некая Высшая Сила, которая каким-то образом наставляет, вдохновляет на добрые поступки. Иисус Христос хочет быть с нами телесным образом, под видом хлеба и вина. То, что мы совершаем в Святой Евхаристии. Иисус Христос Сам дает Себя нам в пищу под видом хлеба и вина.

Не достаточно слов, чтобы объяснить эту тайну, объяснить то, что происходит. Не достаточно слов, чтобы выразить благодать, которая открывается нам в таинстве Евхаристии. Однако, это Благодать, которая требует нашего участия. Правда, можно без всякого особого душевного участия присутствовать на совершении Святой Мессы. Войти в церковь, смотреть, как там священники празднуют Святую Мессу, как молятся, как произносят молитвы, совершают обряды. И правда, от моего расположения не зависит благодать, которая есть вокруг меня. Однако, от моего восприятия зависит, насколько эта благодать становится действенной в моей жизни. Конечно, я могу присутствовать на Святой Мессе без особого участи мысли. Либо я думаю о том, что это уже было, либо я что-то планирую на сегодняшний день.

Благодать, которая меня окружает, от этого, на самом деле, не зависит. Однако, если я хочу, чтобы эта благодать действовала в моей жизни, от меня требуется определенное участие. И это участие не обязательно нужно ограничивать только мысленным участием. Это участие также в том, что я вместе со всеми произношу молитвы, что я отвечаю вместе со всеми на призыв священника, что я вместе со всеми пою гимны. Мое активное участие в Евхаристии сподобит меня лучше воспринимать ту благодать, которая безусловно присутствует каждый раз, когда мы совершаем Святую Евхаристию. И другие действия во время Святой Мессы, через которые я могу выразить мое активное участие. Сюда входит то, как я себя веду во время Мессы, какое положение тела я выбираю. Если мы все вместе стоим на коленях, это определенное выражение уважения перед Евхаристией. Если мы соблюдаем молчание вместе… Это есть действия, которые нам помогают принимать ту благодать, которая через таинство Евхаристии уделяется всем, кто открыт для этого.

Евхаристия, слава Богу, совершается в храме каждый день. Не важно где мы совершаем Евхаристию — в часовне, в большом зале церкви, в квартире, в доме культуры, в школе, в любом другом месте. Не важно, сколько людей присутствует на богослужении — миллионы католиков на площади святого Петра в Ватикане, или несколько человек на утренней Мессе в будние дни. Всегда происходит одно и то же. Бог всегда хочет стать хлебом и вином, хочет принимать эти самые естественные образы для человека. Он хочет быть доступным для нас, Он хочет быть с нами. Он хочет таким образом одарить нас Своей благодатью. И это не зависит ни от внешних обстоятельств, ни от количества народа, собранного вокруг алтаря. Не зависит от того, каково мое личное расположение к этому. Это происходит всегда.

Было бы странно видеть, как голодный человек ходит вокруг накрытого стола и не берет еду. Так же странно, когда человек имеет возможность принять благодать Божию и нуждается в ней, как все мы нуждаемся, но проходит мимо, не использует возможность, как можно чаще укрепляться этой благодатью, которая нам дается в Евхаристии. От нас все-таки кое-что зависит. Благодать от нас не зависит. От нас зависит только то, как мы можем принимать эту благодать. Если сердце наше наполнено всякими мирскими переживаниями, то может уже нет места для благодати Божией. Если мы заняты всякими мыслями во время святой Мессы, не связанными с Евхаристией, то у нас нет возможности уловить эту благодать, которой Бог каждый раз особым образом хочет нас одарить.

Бог нас всегда приглашает. Он всегда привлекает нас к себе. Он дает нам Самого Себя под видом хлеба и вина. Мы можем принимать Его, и мы к этому достойным образом готовимся. Странно было бы не использовать это предложение от Бога. Странно было бы, если бы мы легкомысленно отказались от этой благодати. Сегодняшнее Торжество Тела и Крови Христа особым образом напоминает нам о том, что стоит почаще хвататься за эту возможность участвовать в благодати Божией. Сегодня совершаются особые молитвы. По окончании Святой Мессы мы совершим праздничную процессию вокруг храма. Все это выражает наше уважение к Святой Евхаристии. И мы просим, чтобы благодать Божия открыла наши сердца, чтобы мы могли лучше воспринимать все, что Бог нам хочет дать.

Аминь.

Advertisements