Пятидесятница, торжество

Пятидесятница (год А)

Проповедь на Евангелие от Иоанна 20, 19-23

В тот первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Иисуса, были заперты из опасения от Иудеев, пришёл Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! Сказав это, Он показал им руки и ноги и рёбра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа. Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся. (Ин 20, 19-23)

Отец Григорий Федосеев

Отец Григорий Федосеев

Дорогие братья и сестры!

Бог для человека всегда был и будет бесконечной тайной. Невозможно нам познать Его во всей полноте. Особенно тайну Пресвятой Троицы. Мы каждую молитву начинаем: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа». И то трудно понять, что это значит. Как так, Бог один, но в трех лицах — Отец, Сын и Святой Дух. И если мы таким, можно сказать, чисто человеческим ощущением, как-то более-менее хорошо и легко принимаем Отца. Потому что, похожие отношения есть между людьми. Более менее думаем, что понимаем, когда принимаем второе лицо Пресвятой Троицы — Сына. Потому, что такие отношения между людьми тоже есть. Но когда речь заходит о Святом Духе, то возникает множество вопросов. И трудно понять, кто Он, Святой Дух, какой Он.

Есть множество искушений. И в истории церкви не раз были, скажем, такие уклоны в сторону, уходящие иногда до ересей. Именно о Святом Духе. Когда пытались Его превратить только в какую-то чистую энергию, в какую-то силу, которой Бог творит. Нам всегда важно помнить, не смотря на неуловимость, трудность для понимания, Святой Дух это не «что-то», это «Кто-то». Он приходит в этот мир, Он исполняет свою миссию. Миссию, про которую сказано, что Он завершает освящение мироздания. Даже когда говорим, или пытаемся приписать Отцу дело творения, Сыну — дело искупления, а Духу — дело освящения, тоже нужно быть очень осторожным, чтобы не впасть в ересь. Потому что, Бог всегда творит весь, вся Троица присутствует в каждом деле. Бог — Троица единый и нераздельный.

Но как мы можем познавать Бога? Например, третье лицо Пресвятой Троицы — Духа Святого? Можем познавать по плодам, по делам. Только что слышали в первом чтении (Деян 2, 1-11) отрывок из книги Деяний святых апостолов. Вторая глава, в которой описываются события, воспоминаемые сегодня в литургии праздничным образом. Две тысячи лет назад, в день Пятидесятницы, через пятьдесят дней после Воскресения Иисуса Христа из мертвых, на десятый день после Вознесения Иисуса Христа на Небеса, то есть после окончательного прощания с апостолами в телесном образе, утром появился шум, как бы от несущегося сильного ветра. И наполнил дом, где находились апостолы. И пришел огонь. Но который не убивал. Пришел огонь, который давал силы, который давал свет для разумения, для того, чтобы видеть истину.

Но все эти видимые образы, или ощущаемые явления, могут будоражить сознание, впечатлять нас, вызывать в нас восхищение. Вот бы сейчас так же произошел шум с неба, огонь. Иногда мы стремимся к этому, к такому восхищению, к таким, грубо говоря, спецэффектам. Хочется, поэтому ищем разные развлечения. Но какое дело было главным в день Пятидесятницы? Какое дело было главным? Неужели этот шум, который привлек внимание людей, находящихся в той местности? Неужели эти видимые языки огня, которые почили на каждом из апостолов? Не это. Это только внешние знаки того, что сейчас совершается нечто великое.

Если вспомнить, в Третьей Книге Царств, в девятнадцатой главе говорится про пророка Илию. Который находится в гонении, сбежал из своего родного места, потому, что его должны были убить. В молитве он жалуется Богу. Говорит: «Все отвратились от Тебя, Господи. Нет ни одного верного. Пророков Твоих убили, и моей души ищут» (ср. 3Цар 19, 10). Плачет, жалуется Богу пророк Илия, находясь в пустыне, просит даже смерти себе. Потому, что не видит выхода. Но Бог ему говорит, дает ему пищу и говорит: «Встань, ешь и пей. Тебя ждет еще долгая дорога» (ср. 3Цар 19, 7). И приводит пророка на гору Хорив, на которой хочет его укрепить, хочет явиться ему. И предупреждает: «Бог пройдет перед тобой. Но прежде, чем это будет, сначала придет сильный ветер, разрушающий скалы, но не в нем Господь. Потом будет огонь, но не в огне Господь. Потом будет землетрясение, но не в землетрясении Господь. А после этого будет веяние тихого ветра. И в нем Господь» (ср. 3Цар 19, 11-12).

Нас часто привлекает что-то такое большое, грандиозное. И мы забываем, что Дух Святой касается наших сердец очень тихо и мягко. Можно сказать, так нежно, как перышком проводит. Не в каких-то таких больших, мощных явлениях, которые впечатляют нас. Бог присутствует посреди нас и присутствует в нас, и касается нас, трогает, побуждает к добрым делам, внушает хорошие мысли. И делает это мягко и нежно. И, быть может, из-за этого мы не замечаем Его. Быть может, из-за этого мы забываем о том, что Он рядом, о том, что Он в нас.

И главное следствие, которое было в день Пятидесятницы, не шум и не огонь. А то, что апостолы, исполнив повеления Иисуса через послушание, пребывая в молитве, смогли распознать, принять Святого Духа в свои сердца. И благодаря этому, обрести силу. Те, которые боялись, как написано: «двери дома … были заперты из опасения от Иудеев». Они пребывали в страхе, нерешительности, они не знали, что должно произойти. Они были похожи на нас. Или мы похожи на них. Мы тоже не знаем, что будет завтра. Особенно, если есть предпосылки, что завтра может быть плохо. Пребываем в страхе. И что нам делать с этим страхом? Стараться наполнить его молитвенной тишиной. Тогда в этой молитвенной тишине мы сможем заметить присутствие Божие и Дух Святой наполнит нас.

Но в этой молитвенной тишине должна быть еще жажда. Жажда встречи с Богом. Чтобы Он был для нас не просто каким-нибудь хобби. А согревать, взращивать, стараться как-то укрепить жажду встретить Бога. Апостолы встретили. И каково следствие? Они наполнились силой. Не просто мудростью, они обрели смелость, они потеряли страх. Потеряли тот страх, который их разрушал, который съедал их изнутри. И выйдя, начали смело говорить. Это действие Святого Духа. Он уничтожает страх в наших сердцах. Поэтому стоит призывать Его не только в день Пятидесятницы, не только в храме, находясь здесь, сейчас, но тоже дома и в другие дни.

Помню, как однажды, давно, еще когда учился в институте, слушал передачи, были на кассетах записаны, которые вел тогда, еще будучи кардиналом, а позже ставший Папой, Иоанн Павел II. И в одной из них он вспоминает свое детство. И говорит такие слова: «Я помню, как отец показывал мне пальцем в книжечке для молитвы молитву Святому Духу. И говорил мне: «Молись к Нему, призывай Его всегда». И, похоже, он запомнил эти слова, вырос и стал не просто хорошим человеком, стал святым, великим. Это только один из примеров. Но это значит, что нам всегда стоит не забывать о Святом Духе. Есть какие-то предпочтения. Кто-то больше любит «Отче наш», кто-то любит больше обращаться к Иисусу, кто-то больше любит молитвы к Деве Марии. Но Духа Святого забывать нельзя. Он наполняет вселенную. И Он хочет нам помочь.

Какое же дело еще совершает Святой Дух? Он уничтожает закрытость и непонимание. В одиннадцатой главе Книги Бытия можно прочитать историю о Вавилонской башне. О том, как появились разные языки в мире. Но стоит копнуть в глубину, стоит заглянуть внутрь этой истории. Она иносказательно говорит о трагедии, которая началась с грехопадения и которая разыгрывается в этом мире между нами. О том, что нас разделяет. Это наша гордыня. Человек возгордившийся перестает понимать другого. Человек, наполненный гордыней, вырастивший в себе гордыню, не может понять другого, он слушает только себя. И проблема не в том, что есть разные языки — греческий, сирийский, русский, немецкий. Не это главное. Главное в том, что люди, даже говорящие на одном языке, перестают понимать друг друга, если не борются с гордыней. День Пятидесятницы, сошествие Святого Духа, это как бы противовес того события, где описывает Вавилонская башня, разделение. А противовес почему? Потому что тут разные языки, разные люди, которые пришли и слушали апостолов. Они смогли понять. И другой язык не был для них проблемой.

Дух Святой, наполняющий наши сердца, открывает нас навстречу друг другу, не только навстречу Богу. Дает силы, дает мудрость, дает разум, дает смелость, дает возможность понимать. Поэтому, братья и сестры, призываю вас сегодня молиться к Святому Духу особенным образом. Быть может, придя домой, достать молитвенник, найти там гимн к Святому Духу и его словами вновь помолиться. И время от времени призывать Его. Особенно, когда трудно, страшно, когда неизвестность мучает. Вновь и вновь призывать Святого Духа. И Он придет. И наполнит жизнь радостью и силой. И даст возможность свидетельствовать о своей вере. И через это вера будет укрепляться. И будет распространяться благодать в этом мире. И тогда, воистину все мы, не только священники, станем соработниками апостолов, станем соучастниками в деле спасения всех людей.

Аминь.

Реклама