Видевший Меня видел Отца

5 воскресенье Пасхи (год А)

Проповедь на Евангелие от Иоанна Ин 14, 1-12

В то время: Иисус сказал ученикам Своим: Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога и в Меня веруйте. В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: «Я иду приготовить место вам». И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я. А куда Я иду, вы знаете, и путь знаете. Фома сказал Ему: Господи! не знаем, куда идёшь; и как можем знать путь? Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня. Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его. Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас. Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь: «покажи нам Отца»? Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела. Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам. Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит; потому что Я к Отцу Моему иду. (Ин 14, 1-12)

Дорогие братья и сестры!

Иногда нам легче себе представить Евангелие, когда текст начинается словами «Иисус шел около моря», или «Иисус встретил фарисея», или «Иисус был в таком-то доме». То есть, иногда нам легче представить, что произошло, если есть что-то, за что можно зацепиться мыслями.

Сегодняшнее Евангелие начинается достаточно прозаично: «В то время: Иисус сказал ученикам Своим…». И мы можем недооценить важность этого момента. Потому, что трудно определить, когда Он это сказал, где они находились или куда шли. Евангелие от Иоанна, — текст из которого мы сегодня слышали, — возвращает нас непосредственно к Тайной Вечере. То есть, мы находимся еще в помещении, горнице, где совершалась последняя вечеря Иисуса Христа со своими апостолами. Еврейский праздник Пасхи, который достаточно богато оформляется, чередуются разные блюда, и в конце этой трапезы Иисус устанавливает таинство Евхаристии.

Апостолы мало что поняли, но им хорошо. Они вместе со своим Учителем. Он долгое время их учил, готовил к этому. И наступило последнее время для них. Они этого не понимают. А Иисус знает, что вот-вот уже… предатель уже готов. Иисуса уже ждет предательство, ждут страдания, ждет смерть. Уже наступает заря Воскресения. Апостолы ничего не знают, сколько Иисус не говорил им об этом. И в этой ситуации, когда Иисус хочет последний раз сказать им важное… а апостолам хорошо. Праздник, разговоры. Иисус им намекает, что весь этот уют, все это удобство, спокойная и радостная атмосфера, все это проходящее.

Иисус говорит о том, что Он уходит от них, чтобы приготовить место. Они не знают, куда Он идет. Апостол Филипп только, как представитель всех остальных, говорит Иисусу: «покажи нам Отца и довольно для нас». Интересно, что Иисус не теряет терпение: «сколько раз можно им повторять, сколько раз можно им говорить». Но им так трудно понять, что Он хочет им сказать. «Видящий Меня, видел Отца, если ты видел меня, ты видел Отца» — отвечает Иисус.

Апостолы слышали эти слова две тысячи лет назад. Вряд ли в этом моменте для них открылось какое-то особое знание, вряд ли у кого-то из них было какое-то просветление. Мы знаем, на Последней Вечере, когда Иисус совершает омовение ног, еще Петр начинает спорить. Как будто каждый из апостолов имеет возможность свидетельствовать, как мало он понял. Но сегодня эти слова обращены уже не только апостолам, но нам. Нам Иисус говорит, что мы должны верить в Него и верить в Бога.

Может быть и у нас, помимо того, что есть какие-то тревоги, может быть и нам сейчас уютно и хорошо. Мы можем спокойно молиться в храме. Мы не знаем, какие тревоги нас ждут сегодня, завтра, через неделю, через месяц. Иисус не смотря ни на что говорит нам: «веруйте в Бога и в Меня веруйте». Иисус призывает нас к Себе, Он приготовил нам место в доме Отца. И хочет, чтобы мы были там, где Он есть.

Мы задаем себе вопрос: «Как это сделать?». Иисус отвечает нам сегодня: «Я есть путь, истина и жизнь, никто не может прийти к Отцу, как только через Меня». Только смотря на Иисуса, только слушая Его, только исполняя заповеди Иисуса мы можем прийти к Отцу. Может быть, и у нас было бы такое желание. Может быть, нам кажется, если бы мы видели сегодня Отца, у нас все было бы в шоколаде, все прекрасно, все абсолютно, вот больше ничего и не надо. Как Филипп говорил: «покажи нам Отца и нам хватит». И нам на это сказаны слова: «видящий Меня, видел Отца». Иисуса и Отца нельзя разделить, настолько тесный союз, что нельзя сказать: «одному я верю, а другого я не знаю», или «одного я не понимаю, в другого я верую». Мы, призванные верить в Иисуса, призваны верить и в Отца, идти к Отцу.

Бог хочет нас привлечь к себе, Он постоянно нас призывает. Не «дергает за нитки», чтобы нас ловить и тянуть к себе. Он приглашает нас ласковыми словами, тихими словами, ясными словами, но не с обязательством, как будто мы не имеем выбора. Иисус призывает нас в нашей свободе. Мы свободно должны принимать решения верить или не верить. Смотря на апостолов и не несмотря на то, что они вряд ли понимали что-то больше, чем мы сегодня понимаем, стоит следить за их примером, стоит идти по их стопам, стоит быть учениками Иисуса, стоит слушать слово Иисуса, внимать тому, что Он хочет сказать сегодня. Он призывает нас верить, призывает нас верить Его делам, Его словам, призывает нас быть там, где Он. Не только в будущем, а сегодня, каждый наш день жизни.

Наш союз с Иисусом должен быть прочным, как союз Иисуса с Отцом. Иисус нас привлекает к Себе, Он нас зовет, Он хочет быть с Нами. К сожалению, мы очень часто не допускаем эту близость Иисуса. Мы часто заняты другими делами: «у нас другие дела сейчас, я не могу». Всегда найдем отмазку, чтобы заниматься какими-то своими делами. Слова Иисуса всегда ясны. Они не допускают толкования и положительного, и отрицательного. Слова Иисуса нас призывают всегда на путь к Истине и к Жизни вечной.

Аминь

Advertisements