Изъяснял им сказанное о Нём во всём Писании

3 воскресенье Пасхи (год А)

Проповедь на Евангелие от Луки 24, 13-35

В первый день недели двое из учеников Иисуса шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус; и разговаривали между собою о всех сих событиях. И когда они разговаривали и рассуждали между собою, и Сам Иисус, приблизившись, пошёл с ними. Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его. Он же сказал им: о чём это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны? Один из них, именем Клеопа, сказал Ему в ответ: неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нём в эти дни? И сказал им: о чём? Они сказали Ему: что было с Иисусом Назарянином, Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом; как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть и распяли Его. А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло. Но и некоторые женщины из наших изумили нас: они были рано у гроба, и не нашли тела Его, и, придя, сказывали, что они видели и явление Ангелов, которые говорят, что Он жив. И пошли некоторые из наших ко гробу, и нашли так, как и женщины говорили; но Его не видели. Тогда Он сказал им: о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? И, начав от Моисея, из всех Пророков изъяснял им сказанное о Нём во всём Писании. И приблизились они к тому селению, в которое шли; и Он показывал им вид, что хочет идти далее. Но они удерживали Его, говоря: останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру. И Он вошёл, и остался с ними. И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них. И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание? И, встав в тот же час, возвратились в Иерусалим, и нашли вместе одиннадцать Апостолов и бывших с ними, которые говорили, что Господь истинно воскрес и явился Симону. И они рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба. (Лк 24, 13-35)

Отец Григорий Федосеев

Отец Григорий Федосеев

Дорогие братья и сестры

К сожалению, нередко бывает так, что мы теряем благодать, которую долго ждали, к которой готовились. И нередко, к сожалению, бывает это именно с самым главным праздником, праздником Пасхи. Сорок дней Великого Поста, старались, принимали намерения, чаще исповедовались, старались приготовиться, чтобы хорошо отпраздновать. Но праздник пришел, все замечательно, прекрасно, и… расслабились, все ограничения с себя сняли. А потом проходит неделя, другая, и видишь, что какая-то пустота в сердце. Христос Воскрес, и почему-то это как-то еще радует, но уже не так, как должно бы. Такое нередко бывает, к сожалению, такой откат, что ли. Напряжение кончилось. Это бывает не только с тобой, но с многими людьми, на протяжении всей истории церкви, двух тысячелетий. Что нужно делать для того, чтобы эта радость, Божия радость сохранилась в сердце?

Великим примером является сегодняшнее Евангелие. Оно показывает нам, как нам искать Бога в нашей жизни. Двое учеников идут по дороге после воскресения Иисуса Христа, еще не знают, что это совершилось. Хотя нельзя сказать, что не знают. Они еще не встретили лично Воскресшего, но они уже услышали эту радостную весть. Они идут куда? В Эммаус. Для нас это как бы не имеет значения. Быть может, они возвращаются домой, быть может, идут в гости, не знаю, по делам. Сказано только расстояние, шестьдесят стадий от Иерусалима, это примерно одиннадцать километров. Этот путь пешком, если не торопясь, примерно три часа занимает. Радио нет, это не машина, не автобус. У них есть время для того, чтобы поговорить друг с другом. Эти два человека идут по дороге в тишине, то есть в окружающей тишине, созерцают окружающий мир. И о чем они говорят?

До тех пор, пока Иисус не спросил, о чем они говорят, мы не знаем. У нас множество разговоров бывает друг с другом на разные темы, и, к сожалению, часто не о самом главном, не о том, что действительно является главным для нас. Эти разговоры часто рождаются какими-то сиюминутными желаниями, какими-то промежуточными, то есть не главными интересами, не о самом главном. И стоит задать этот вопрос, услышать этот вопрос и задать его себе. О чем это вы, идя дорогою вашей жизни, рассуждаете между собой? О чем? Этот вопрос важен, потому, что в Евангелие можно найти такие слова, которые Сам Господь произносит. Он говорит: «От избытка сердца говорят уста». И если мы посмотрим на свои разговоры, то они могут нам многое сказать о нас. Если мы о Боге не разговариваем, значит Он не наполняет наше сердце. Или лучше сказать, значит мы не ставим Его на первое место в нашем сердце. И тогда совершенно понятно, почему эту Божию радость мы не чувствуем. И ищем какого-то другого удовлетворения, ищем утешения на стороне.

Иисус является этим двум ученикам, но они не узнают Его, пока не узнают. Потому, что они еще не приняли верой, не приняли в свое сердце эту важную истину, самую главную во всей истории Спасения, во всей истории человечества. Христос Воскрес из мертвых. Это центр, вокруг которого вертится, можно сказать, вся вселенная. Иисус задает вопрос: о чем? И они начинают отвечать, они начинают отвечать и говорят честно. Видно, что они свое непонимание не закапывают в глубину сердца, они переживают из-за тех событий, свидетелями которых они стали. Их Учителя, за Которым они шли, распяли. Они слышали о Нем, что Он воскрес, но не поверили. И они делятся друг с другом этим непониманием. И говорят и тоже удивляются: «неужели Ты один из тех, кто пришел в Иерусалим в эти дни, и не знаешь, что там произошло? Как такое может быть?» И это удивление, «как такое может быть, что Ты не знаешь», означает не то, что там везде были средства массовой информации, расклеены объявления везде, что вот, Иисуса из Назарета распяли. Нет. Это их удивление. На самом деле многие не знали. Это их удивление свидетельствует о том, что их это очень тронуло. Они не могут об этом молчать. Они очень сильно хотят понять, что же случилось на самом деле. И они рассказывают, как Иисуса из Назарета наши первосвященники, то есть, наше начальство, предали, распяли. Но некоторые из наших говорят, что Он воскрес. И это нас мучает. В смысле, непонимание, как такое может быть? И тогда мы в ответ слышим другое удивление. Уже Иисус Воскресший, Прославленный проявляет странным образом такое человеческое нетерпение, восклицание: «О несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать!»

Как часто мы оказываемся такими несмысленными, то есть, не желающими думать. И, как следствие, не желающими говорить, как следствие, не желающими свидетельствовать о своей вере. Как мы медлительны, когда речь заходит о главном из-за какого-то ложного стыда. Иисус спрашивает: «ну почему вы снова забыли обо Мне? Я воскрес для того, чтобы радость ваша была совершенна, чтобы наполнить ею ваши сердца». И начинает объяснять Писание этим двум ученикам, а вместе с ними и нам, в Литургии Церкви. Ведь каждый раз, когда в первой части Святой Мессы звучат чтения, это Господь каждый день объясняет нам Историю Спасения. Изъясняет сказанное о Нем во всем Писании, в книгах пророческих, книгах исторических, книгах мудрости, в Евангелии, в деяниях святых апостолов, в посланиях апостольских, в Откровении, изъясняет нам каждый день во время Литургии сказанное о Нем. Для чего? Для того, чтобы мы, идущие по дороге нашей жизни, подобно этим ученикам, идущим по делам в селение Эммаус, не забывали о Нем, чтобы мы вновь и вновь могли узнавать Его, в первую очередь, конечно же, в святом месте, в Храме Божием, в этом важном знаке — преломлении хлеба, которое совершается во время Литургии на алтаре. Которое, совершившись, не остается спрятанным, этот уже не хлеб, но Тело Христово вознесенное руками священника на обозрение всех и каждого. Чтобы услышать эти слова: «вот Агнец Божий, берущий на себя грехи мира». Его мы прославляем, Ему поклоняемся. Почему? Потому, что Он победил. И, что самое главное, Он этой Своей победой, хочет поделиться с каждым из нас. Как же этому можно не радоваться? Как этому можно не радоваться?

Но мы узнаем Его не только в преломлении хлеба. Нам важно не останавливаться, не замыкаться только в рамках Литургии, то есть это один час в неделю, кто-то еще в будние дни приходит. Не замыкаться только в рамках Литургии. Вернемся к началу слышанного сегодня Евангелия. О чем рассуждаете? О чем размышляете? Если не о Боге, то тогда теряем Его из виду. Если не слушаем Его слова, если не пишем, образно говоря «Пятое Евангелие». «Пятое Евангелие» не я придумал, это есть такой термин. Это Евангелие нашей жизни. То есть когда мы уже не просто читаем о событиях уже совершенных когда-то, и это очень важно, читать. Но когда в вечернем испытании совести просматриваем прошедший день и видим что-то хорошее, что там произошло и благодарим Бога. Это и есть «Пятое Евангелие». Когда мы день за днем ищем в своей жизни как Бог действует среди нас и конкретно во мне, в моих поступках, моих мыслях. Через других людей, которых я встречаю. И, увидев это, благодарим. А, поблагодарив, было бы хорошо еще поделиться с кем-то. И, поделившись тем, как Бог действует в моей жизни, мы тогда на самом деле становимся не просто свидетелями, не побоюсь этого слова, мы становимся евангелистами наших дней. Евангелистами, в смысле, теми людьми, которые несут Благую Весть, эту добрую весть о Спасении. И это то подтверждение в современности, которого нам так не хватает.

Одно дело сказать: «Христос Воскрес!» и ответить: «Воистину Воскрес» и пойти по своим делам. А другое дело засвидетельствовать: «Господь воистину Воскрес, я знаю, потому, что вчера Он помог мне». Звучит совершенно по-другому. И себе, и вам желаю хранить это Слово, чтобы постоянно искать вновь и вновь следы присутствия Бога в жизни каждого из нас. И делиться теми делами, которые Бог в наши дни творит в нашей жизни, делиться ими друг с другом.

Аминь.

Advertisements