Благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!

Вербное Воскресенье (год А)

Проповедь на Евангелие от Матфея 21, 1-11

И когда приблизились к Иерусалиму и пришли в Виффагию к горе Елеонской, тогда Иисус послал двух учеников, сказав им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдёте ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне. И если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу; и тотчас пошлёт их. Всё же сие было, да сбудется сказанное через пророка, который говорит: «скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной». Ученики пошли, и поступили так, как повелел им Иисус. Привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Он сел поверх их. Множество же народа постилали свои одежды по дороге; а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге. Народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних! И когда вошёл Он в Иерусалим, весь город пришёл в движение и говорил: кто Сей? Народ же говорил: Сей есть Иисус, Пророк из Назарета Галилейского. (Мф 21, 1-11)

Отец Григорий Федосеев

Отец Григорий Федосеев

Дорогие братья и сестры.

Когда мы созерцаем искупительную жертву Господа нашего, то в сердце может проноситься буря целая: эмоции, чувства. Но нам важно заглянуть внутрь. Войти в глубину. Увидеть в страдании Господа нашего Его великую любовь к нам. Не остаться только на человеческом уровне, на уровне человеческого сострадания, сожаления. Может, стоит вспомнить Восьмое Стояние в Крестном Пути. Как Сам Господь отвечает на это чисто человеческое сострадание, как хочет возвысить его до уровня Божественного. Когда встречает плачущих женщин, говорит им: «плачьте не обо Мне, плачьте о себе и о детях ваших». Потому, что только слезы покаяния, только внутреннее обращение может помочь открыться нашим сердцам на то дело, которое Господь совершил в Своей Крестной жертве. Только через обращение мы открываем свои сердца для настоящего принятия Божией любви. Тогда мы делаемся способными принять Его милосердие.

Казалось бы, до Страстной Пятницы еще пять дней. И можно было бы подумать, что было бы логичнее, чтобы Страсти Христовы читались в Страстную Пятницу. Потому, что именно этот день является днем страданий Иисуса Христа. Но сама литургия так устроена, что она помогает нам открывать правду о нас самих. Каких-нибудь тридцать минут назад, пол-часа, мы вспоминали, стоя на улице, с вербами в руках, слушая Евангелие, описывающее это событие, торжественный вход Господень в Иерусалим. Торжественный. В полноте своей торжественный. Та процессия была устроена гораздо более красочно. В ней было больше прославления и радости, чем в том, что получилось у нас. Одежды свои снимали и постилали на грязную дорогу. Почему? Потому что, преклонялись перед Великим Царем, грядущим в мир, кричали «Осанна сыну Давидову».

Что это значит? Означает исповедание веры в то, что спасение пришло через потомка великого царя Давида. Осанна в вышних, спасение приходит свыше, от Бога. Этот потомок, которого мы видим сейчас — Он Сын Божий. Именно поэтому самое дорогое снимали, постилали под ноги. И даже не под ноги Господа, под ноги ослицы, на которой ехал Господь. Великое преклонение было, великая радость. И нам стоит стараться, смотря на великие дела Божии, возбуждать в своем сердце тоже такую радость.

Но мудрость литургии свидетельствует о той истине, которую неприятно сознавать. Те же самые люди, которые прославляли, приветствовали, организовали большой праздник, преклонились перед Господом, те же самые люди через пять дней будут кричать: «Распни, распни Его!». И это мы… Все эти дни стоит размышлять о такой способности оправдывать себя. О нашей способности закрывать глаза на такие быстрые перемены. Когда все хорошо, мы готовы прославлять Господа, готовы следовать за Ним, готовы свидетельствовать о Нем. Но когда возникают трудности, испытания, искушения, с поразительной легкостью отказываемся. Быть может, мы не произносим этого: «распни Его». Но делом своим, соглашаясь на грех, мы показываем, что отрекаемся от Него. Для кого-то нужно пять дней, для кого-то месяц, для кого-то быть может уже завтрашний вечер станет таким.

Стоит увидеть это и снова прийти с покаянием к Господу. И в этом покаянии видеть не простое самобичевание и самоуничижение. В этом покаянии видеть, прежде всего, не чувства, которые переполняют нас. В этом покаянии надо в глубину идти. Видеть истинную Божию любовь. Его взгляд, милосердный, который призывает вновь и вновь: «Приди ко Мне. Стоит тебе изменить направление твоих мыслей, направление вот этих твоих намерений, и Я уничтожу вину греха твоего».

Пусть не пугает тебя, что цена, которая заплачена за твое искупление, высока — драгоценнейшая кровь Господа нашего. Величие Божией любви может утешить нас. Но нам нужно войти в глубину наших сердец. Открыть эти тайные комнатки, куда мы еще не впустили Бога. Впустить Его, чтоб Свет упал на нас. Потому что, если мы не впускаем в себя свет Божий, из этих тайных обителей наших сердец выползает тьма и распространяется на все наше существо. И мы в очередной раз с непониманием смотрим и думаем: «Как же я мог так поступить? Неужели это был я?»

Аминь.

Advertisements