Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой

5 воскресенье Великого Поста (год А)

Проповедь на Евангелие от Иоанна 11, 1-45

В то время: Был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, где жили Мария и Марфа, сестра её. Мария же, которой брат Лазарь был болен, была та, которая помазала Господа миром и отёрла ноги Его волосами своими. Сёстры послали сказать Ему: Господи! вот, кого Ты любишь, болен. Иисус, услышав то, сказал: эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через неё Сын Божий. Иисус же любил Марфу, и сестру её, и Лазаря. Когда же услышал, что он болен, то пробыл два дня на том месте, где находился. После этого сказал ученикам: пойдём опять в Иудею. Ученики сказали Ему: Равви! давно ли Иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идёшь туда? Иисус отвечал: не двенадцать ли часов во дне? кто ходит днём, тот не спотыкается, потому что видит свет мира сего; а кто ходит ночью, спотыкается, потому что нет света с ним. Сказав это, говорит им потом: Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его. Ученики Его сказали: Господи! если уснул, то выздоровеет. Иисус говорил о смерти его, а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном. Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер; и радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали; но пойдём к нему. Тогда Фома, иначе называемый Близнец, сказал ученикам: пойдём и мы умрём с ним. Иисус, придя, нашёл, что он уже четыре дня в гробе. Вифания же была близ Иерусалима, стадиях в пятнадцати. И многие из Иудеев пришли к Марфе и Марии утешать их в печали о брате их. Марфа, услышав, что идёт Иисус, пошла навстречу Ему; Мария же сидела дома. Тогда Марфа сказала Иисусу: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог. Иисус говорит ей: воскреснет брат твой. Марфа сказала Ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день. Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрёт, оживёт. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрёт вовек. Веришь ли сему? Она говорит Ему: так, Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир. Сказав это, пошла и позвала тайно Марию, сестру свою, говоря: Учитель здесь и зовёт тебя. Она, как скоро услышала, поспешно встала и пошла к Нему. Иисус ещё не входил в селение, но был на том месте, где встретила Его Марфа. Иудеи, которые были с нею в доме и утешали её, видя, что Мария поспешно встала и вышла, пошли за нею, полагая, что она пошла на гроб — плакать там. Мария же, придя туда, где был Иисус, и увидев Его, пала к ногам Его и сказала Ему: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Иисус, когда увидел её плачущую и пришедших с нею Иудеев плачущих, Сам восскорбел духом и возмутился и сказал: где вы положили его? Говорят Ему: Господи! пойди и посмотри. Иисус прослезился. Тогда Иудеи говорили: смотри, как Он любил его. А некоторые из них сказали: не мог ли Сей, отверзший очи слепому, сделать, чтобы и этот не умер? Иисус же, опять скорбя внутренно, приходит ко гробу. То была пещера, и камень лежал на ней. Иисус говорит: отнимите камень. Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе. Иисус говорит ей: не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию? Итак отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвёл очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня. Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! выходи. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лицо его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идёт. Тогда многие из Иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него. (Ин 11, 1-45)

Дорогие братья и сестры.

Очень длинное Евангелие, очень красивое Евангелие. И можно внутренним взором представить себе, — если только хватает фантазии, — о чем пишет евангелист Иоанн. Как Иисус пришел, встретился, с Марфой, потом с Марией, как Он плакал о Лазаре, как Он потом вошел ко гробу и вызвал Лазаря, воскресив его из мертвых. Есть пара деталей, на которые мы, может быть, не обратим внимание, если впервые слушаем Евангелие, или если только один раз прочитали. Они, возможно, не настолько значительны. Но, может быть, они дополнят картину. На две такие детали я хотел бы обратить внимание.

Первая касается Марфы и Марии, сестер усопшего. Обе обратились к Иисусу с похожими словами: «если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой». Это очень человеческие разговоры, которые они ведут. Конечно, можно положительно это интерпретировать. Можно сказать: «да, они надеются, у них была надежда». Но если мы посмотрим глубже, мы, может быть, сами так часто молимся. «Если бы Ты сделал то или то, тогда и я могу быть хорошим. Если бы Ты взял от меня грехи, берег меня от искушения, тогда я был бы «белым и пушистым».

На самом деле, в жизни наши молитвы так не работают. Не может быть, чтобы мы ставили условия Богу. Что это за Бог, которому мы бы ставили условия? И какие мы тогда, если мы Богу можем предъявить наши претензии? Так же эта фраза, которую говорят обе сестры: «если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой». Чисто по-человечески. Нельзя сказать, что это вызвано глубоким религиозным чувством или религиозным мышлением. Это как будто торговля: Ты — мне, я — Тебе. У нас так не может быть. Мы не можем ставить условия. Мы знаем, что Бог нас окружает Своей любовью. Мы знаем, что Он нас ведет, если мы открываем Ему сердца.

Вторая деталь, очень маленькая, может быть. Евангелист пишет о том, что Иисус заплакал. Здесь, в русском переводе используются другие слова. Но внутреннее возмущение Иисуса, говорит о том, что Он поистине скорбит о смерти Лазаря. Хотя Он знает, что должен совершить этот знак. В первую очередь, для того, чтобы уверовали ученики Его. И, как свидетельствует евангелист, после чуда воскресения Лазаря многие из иудеев уверовали в Него. Но и, в конце концов, для того, чтобы и мы уверовали.

Это Евангелие открывается, может быть, не каждому человеку. В первом чтении из книги пророка Иезикиля (Иез 37, 12-14) есть пророчество о том, что Бог откроет гробы наши и выведет нас, народ Его, из гробов наших. Очень похоже на Евангелие, которое мы слышали. Почти дословно. Открывает гроб и Иисус, вызывает умершего из гроба. А потом в книге пророка Иезикиля говорится, что Бог вложит в нас Дух Свой. И это Дух оживит нас. И в чтении втором, которое мы слышали, из послания апостола Павла к римлянам (Рим 8, 8-11), мы слышали, что для нас важнее всего, чтоб в нас жил Дух Христов. «Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его. А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности. Если же Дух Того, Кто воскресил из мёртвых Иисуса, живёт в вас, то Воскресивший Христа из мёртвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас».

Смотря на чудеса, которые творил Иисус, надо признать, если мы уверовали только из-за того, что Иисус сотворил чудо, наша вера еще слаба. Но если мы уверовали потому, что приняли Духа Божия, потому, что Дух Божий живет в нас, из-за того, что мы становимся храмом Святого Духа, — а это не пассивное дело, не то, что мы принимаем Духа, и вот Он живет в нас; нет, это значит активно заботится о том, что Дух Господен в нас, — если так Дух Божий живет в нас, то тогда открывается потихоньку смысл этого Евангелия, тогда не столь важно чудо, которое Иисус сотворил. Седьмое, последнее, самое большое чудо, о котором пишет евангелист Иоанн. Тогда важнее становится чудо, которое совершается в наших сердцах. Из-за того, что мы уверовали, из-за того, что Дух Божий не только присутствует в нас, но Он действует в нас, и Он действует через нас для других.

Аминь.

Advertisements