Грешников Бог не слушает

4 воскресенье Великого Поста (год А)

Проповедь на Евангелие от Иоанна 9, 1-41

В то время: Иисус, проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители Его, но это для того, чтобы на нём явились дела Божии. Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать. Доколе Я в мире, Я свет миру. Сказав это, Он плюнул на землю, сделал смесь из слюны и помазал смесью глаза слепому и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: «посланный». Он пошёл и умылся, и пришёл зрячим. Тут соседи и видевшие прежде, что он был слеп, говорили: не тот ли это, который сидел и просил милостыни? Иные говорили: это он. А иные: похож на него. Он же говорил: это я. Тогда спрашивали у него: как открылись у тебя глаза? Он сказал в ответ: Человек, называемый Иисус, сделал смесь, помазал глаза мои и сказал мне: «пойди на купальню Силоам и умойся». Я пошёл, умылся и прозрел. Тогда сказали Ему: где Он? Он отвечал: не знаю. Повели сего бывшего слепца к фарисеям. А была суббота, когда Иисус сделал смесь и отверз ему очи. Спросили его также и фарисеи, как он прозрел. Он сказал им: смесь положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу. Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы. Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? И была между ними распря. Опять говорят слепому: ты что скажешь о Нём, потому что Он отверз тебе очи? Он сказал: это пророк. Тогда Иудеи не поверили, что он был слеп и прозрел, доколе не призвали родителей сего прозревшего. И спросили их: это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? как же он теперь видит? Родители сказали им в ответ: мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым; а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем. Сам в совершенных летах; самого спросите; пусть сам о себе скажет. Так отвечали родители его, потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признаёт Его за Христа, того отлучать от синагоги. Посему-то родители его и сказали: он в совершенных летах; самого спросите. Итак вторично призвали человека, который был слеп, и сказали ему: воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник. Он сказал им в ответ: грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу. Снова спросили его: что сделал Он с тобою? как отверз очи твои? Отвечал им: я уже сказал вам, и вы не слушали; что ещё хотите слышать? или и вы хотите сделаться Его учениками? Они же укорили его и сказали: ты ученик Его; а мы Моисеевы ученики. Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он. Человек прозревший сказал им в ответ: это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи. Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорождённому. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего. Сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон. Иисус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия? Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? Иисус сказал Ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою. Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему. И сказал Иисус: на суд пришёл Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы. Услышав это, некоторые из фарисеев, бывших с Ним, сказали Ему: неужели и мы слепы? Иисус сказал им: если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остаётся на вас. (Ин 9, 1-41)

Дорогие братья и сестры!

Очень мощное Евангелие, очень длинное. И опять очень многослойное. Евангелия, которые мы слушаем в этом году по воскресениям Великого Поста, имеют очень древнюю традицию как раз в приготовлении ко крещению. Каждое из этих Евангелий раскрывает одну из тем, которые очень и очень важны для размышлений о том, что значит верить, что значит быть крещенным, что значит жить с крестом.

Ученики Иисусу задавали очень важный вопрос. Видя человека слепого, просящего милостыню, они спрашивали: «кто согрешил — он или родители его, что этот человек родился слепым». Может нам кажется странным этот вопрос. Как он мог согрешить? Будто предварительно Бог его наказал, что он родился слепым. Однако, и в наши дни нередко возникает вопрос: что же я такого сделал, что Бог меня так наказывает? Может быть, даже у кого-то из нас такой вопрос возникает. Совершенно человеческий вопрос, безусловно. И в моменты, когда нам особенно трудно, — во время болезни, из-за потери, — этот вопрос может возникнуть вполне естественно. Что же я такого сделал, что Бог меня наказывает? И если Он хочет, чтобы мне было хорошо, почему Он не сделал по-другому? Совершенно человеческий вопрос.

Но Иисус Сам разрывает связи между тем, что человек делал, и чем Бог его одарил. Иисус очень важные слова говорит: «Не грешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии». И сколь не серьезен вопрос: «Зачем Бог сделал так, что я сейчас страдаю, что мне сейчас так плохо?», он не совсем верно поставлен. Для верующего человека не должен стоять вопрос «Зачем Бог так делает?». Для нас, — тем более после этих слов Иисуса, — должен стоять вопрос «К чему все то, что Бог делает в моей жизни?». И хорошее, и плохое.

Очень важно осознавать, что все, что с нами случается, такими или иным способом, к чему-то ведет. Бог нам не посылает какие-то кары или наказания для того, чтобы мы чувствовали себя еще хуже. Бог всегда нас окружает Своей благодатью. Он хочет делать для нас что-то хорошее, Он хочет вести всех людей к спасению.

Бывает в жизни человека страдание. Часто оно связано с тем, что нам другие люди делают. Еще чаще это может быть страдание «как-будто неоткуда». В жизни бывают всякие страшные вещи. Но вопрос не верен, если мы спрашиваем только: «А зачем мне это? А зачем мне Бог позволяет так страдать?». Вопрос более правильно звучит: «К чему все, что я переживаю? К чему мое страдание?».

Очень часто человеку, который сам страдает, трудно увидеть всю картину. В конце концов, мы можем только верить, можем надеяться на то, что когда-то, когда мы будем у Бога, перед нами появится вся картина, и мы будем понимать, к чему все это было. Верим ли мы в промысел Божий во всем, что происходит вокруг нас, или нет, это очень важный вопрос. Все в нашей жизни к чему-то. Иногда для нас, иногда для тех, кто нас окружает. Мы не можем представить, каким образом Бог через нас, а иногда даже через наше страдание, может действовать на других. Все у Бога к чему-то.

Еще один аспект в Евангелие мне кажется очень важным. Это то, как фарисеи реагируют на людей, которые уже знают, что если кто-то признает Иисуса, — таким или иным образом, как пророка, Христа, помазанника Божия, Миссией, — то такой человек будет исключен из синагоги. Иудеи не видят, очевидно не могут видеть того Иисуса, как мы Его видим. Как Сына Божия, как посланного нам от Бога, как помазанника Божия, Который принес нам спасение. Поэтому в этом Евангелие очень важно, как евангелист Иоанн играет со словами «зрячий — слепой». Кто здесь видящий, а кто слепой?

Очевидно, иудеи не могут видеть в Иисусе то, что видят другие, то, что видят ученики Его. А человек, который был слеп, который сидел и просил милостыню, он может увидеть Иисуса как своего Спасителя. И не только спасителя от слепоты, но Спасителя своей жизни. Он понимает, что процесс обновления, это длинный путь. Но он верно отвечает иудеям — обвиняющие Иисуса в том, что Он грешник, мало знают о том, как действует Бог.

Иудеи распространяют страх. Страх — не путь Божий. Богу не нужно, чтобы мы Его боялись. Богу не нужно, чтобы мы жили в страхе перед Ним. Бог хочет, чтобы мы Его хвалили, чтобы мы верили в Него, чтобы мы взяли Его слова, как основу нашей жизни. Страх здесь не при чем. И если кто-либо в церкви внушает вам страх перед чем-либо, кроме греха, не верьте ему. Бог не хочет, чтобы мы Его боялись. Бог хочет, чтобы мы Его любили, чтобы мы обратились к Нему, чтобы мы свою жизнь основывали на воле Божьей. Как этот бывший слепой отвечает иудеям, что Бог слышит тех, кто чтит Бога и творит волю Божию.

Иисус действует по-другому. Иисус хочет спасения человека. И тот человек из Евангелия переживает начало этого спасения. Правда это не просто, это длинный путь. И только во время второй встречи с Иисусом он начинает этот процесс веры. Он понимает, что есть много вопросов, на которые он должен найти ответ. Но, не смотря на то, что он так мало знаком с Иисусом, уже готов признать Его и исповедовать свою веру.

Не значит, что не надо ничего знать о вере. Поэтому у нас есть курс веры, на котором люди готовятся к принятию таинств. Но главное, это не знание. Главное — признание Иисуса, как своего Спасителя. Не из-за страха, а из-за того, что мы признали — Иисус имеет власть в нашей жизни, если мы передадим Ему нашу жизнь, если мы вложим себя в Его руки, если будем строить свою жизнь на Его заповедях. Иисус хочет свободы человеку, в том числе свободы от страха. Иисус утверждает это исповедание того человека. Иисус сам открывает Себя этом человеку. Он Сам Себя признает, как сына Божия. И Он поможет верить этому человеку.

Так и в наши дни бывает, что Иисус призывает разных людей быть ближе к Нему. Он открывает им очи сердца, чтобы они могли признать и исповедовать Иисуса, как своего Спасителя. Это пример для каждого из нас. И мы в своей жизни можем признать Иисуса, как своего Спасителя. Это очень важно, что мы прошли этот путь, что мы узнали Христа. Прошли внутренний путь, путь размышлений, путь верных решений. И внешний путь, путь наших слов, наших дел, наших поступков. Чтобы было видно, что мы действуем, поступаем на основе нашей веры. Тогда будет действенна в нас благодать. Тогда будет видно, что мы верующие. Тогда мы становимся зрячими, видим Иисуса в славе Его. Тогда появляется надежда, что Он нас примет туда, где мы уже не будем спрашивать: «Зачем? Как произошло? К чему?». Мы будем видеть всю картину и вопросов не останется. Но пока мы тут, на земле, стоит задавать эти вопросы. Очень даже стоит. Для того, чтобы приблизиться к откровению Божию. Ибо Он есть Сын Божий. Мы Его можем увидеть, и Он говорит с нами в первую очередь во время Святой Мессы, когда мы слушаем Слово Божие и когда Он нам дает Себя в Евхаристии.

Аминь

Реклама