Сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос

3 воскресенье Великого Поста (год А)

Проповедь на Евангелие от Иоанна 4, 5-42

В то время: Иисус приходит в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу. Там был колодец Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодца. Было около шестого часа. Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить. Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи. Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются. Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: «дай Мне пить», то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую. Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодец глубок: откуда же у тебя вода живая? Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодец, и сам из него пил, и дети его, и скот его? Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять; а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нём источником воды, текущей в жизнь вечную. Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать. Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда. Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа; ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ты ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала. Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк. Отцы наши поклонялись на этой горе; а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме. Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь; а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине; ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух: и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине. Женщина говорит Ему: знаю, что придёт Мессия, то есть Христос; когда Он придёт, то возвестит нам всё. Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою. В это время пришли ученики Его и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однако ни один не сказал: «чего Ты требуешь?» или: «о чём говоришь с нею?». Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям: пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне всё, что я сделала: не Он ли Христос? Они вышли из города и пошли к Нему. Между тем ученики просили Его, говоря: Равви! ешь. Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете. Посему ученики говорили между собою: разве кто принёс Ему есть? Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его. Не говорите ли вы, что ещё четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве. Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут. Ибо в этом случае справедливо изречение: «один сеет, а другой жнёт». Я послал Вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их. И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей всё, что она сделала и потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня. И ещё большее число уверовали по Его слову. А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем; ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос. (Ин 4, 5-42)

Дорогие братья и сестры.

Как глубок колодец Иаковлев, так, наверное, глубоко это Евангелие, которое мы слышали. Не хватит нам времени вычерпать всю глубину этого Евангелия. Но на некоторые аспекты все же стоит обратить внимание.

Евангелист пишет о том, что иудеи и самаряне не сообщаются. Это мягко сказано. Сейчас, слава Богу, никто не говорит об определенных группах людей, что не хотел бы иметь с ними ничего общего. Можно ругаться, и так далее, но открытую рознь по национальному или расовому признаку мы оставили в прошлом, я надеюсь.

Но тогда иудеи с самарянами не сообщались и между ними была определенная вражда. Мало того, что иудеи с самарянами не сообщались, так еще Иисус был мужчиной и не мог свободно общаться с женщиной. И женщина эта не принята в своем обществе. Поэтому ей приходится выходить за водой не так, как всем остальным, утром или вечером. Она ходит, как написано в Евангелие, в полдень. Около шестого часа, то есть в полдень, когда жара сильнее всего.

Иисус начинает разговор с ней. И вряд ли нам удастся полностью уловить всю невероятность этого события. В соответствии со всеми обстоятельствами Он не должен был сказать не слова. Тем не менее, Он начинает разговор: «Дай мне пить». Понятная просьба. Жарко, пыльно, Иисус пришел со своими учениками в селение, хочет пить и спрашивает. Но Он жаждет не только воды, которую женщина могла бы дать. Иисус жаждет веры этой женщины так, как Он сегодня жаждет нашей веры. Иисусу не столь важно, есть ли там вода, есть ли чем зачерпнуть, может ли она дать Ему воды, или нет. Ему важно, чтобы человек, с которым Он разговаривает, уверовал. Жажда телесная только указывает, что есть жажда, которая глубже.

Женщина не совсем понимает, что Иисус хочет ей сказать. Иисус говорит: «всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять; а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нём источником воды, текущей в жизнь вечную». Женщина отвечает: «господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать». Она мыслит совершенно практически. Ей трудно ходить за водой, черпать, относить домой. Она не совсем улавливает, что Иисус ей хочет сказать.

Но потом разговор переходит на уровень поглубже. Она чувствует, что перед ней не просто человек. Не просто — не знаю — мошенник какой-то, предлагающий воду, которую один раз выпил, и больше она тебе не нужна. Она говорит: «вижу, что ты пророк». Но тут же опять дают о себе знать разногласия в вероисповеданиях. Ведь самаряне тоже потомки Авраама. Они говорят: «вот, на этой горе мы должны поклоняться», а иудеи говорят: «в Иерусалиме мы должны поклоняться».

Иисус дает ей очень важное откровение: «настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине». И тогда она понимает, что Он хочет ей сказать. И исповедует свою веру: «знаю, что придёт Мессия, то есть Христос; когда Он придёт, то возвестит нам всё». И тогда Иисус открывает Себя, свидетельствует сам о Себе: «это Я, Который говорю с тобою». После этой встречи женщина возвращается в город и рассказывает людям: «пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне всё, что я сделала: не Он ли Христос?» И многие узнали, что Он Иисус, истинный Спаситель мира.

По этим шагам мы сами для себя можем кое-что узнать о Боге. Иисус жаждет. Он жаждет того, чтобы мы могли узнать Его, как Спасителя мира, чтобы мы могли уверовать. Он хочет, чтобы мы признали Его. Чтобы мы начали обращаться к Нему. Не важно, «на горе или в Иерусалиме». Это не значит, что я «настроюсь и открою свой путь», чтобы направить свои мысли к вечному. Речь идет о том, что дух Божий подсказывает мне, как поклониться Отцу подходящим образом.

Я должен показать свою готовность, я призван ответить Богу на Его предложение. Ничего я не смогу сделать, если я не ответил Богу. А истина, о которой идет речь, это та истина, которую открывает Иисус Сам. То есть речь не идет о том, что я считаю правильным или верным. Речь идет о том, что Иисус называет истиной. Если я успею открыться Богу, если я признаю это истиной, которую говорит Иисус, тогда у меня есть возможность, что я смогу найти этот источник воды, текущей в жизнь вечную, которую дает Иисус каждому, кто этого желает, кто готов принять и открыть для себя этот источник. В переносном смысле, можно сказать, Иисус говорит о водах крещения. О водах, через которые мы становимся детьми Божьими. Которые смывают с нас все признаки первородного греха. Которые способствуют истинной свободе. Которые нас всю жизнь сопровождают, становясь источником истинной силы. Все это Иисус готов нам дать, если мы открываемся Ему.

Ну и последний шаг. Эта женщина после встречи с Иисусом пошла и рассказывала всем в городе. Евангелист утверждает, что многие уверовали по слову этой женщины. И еще больше уверовали, потому что сами слышали Иисуса. Если мы для себя открыли этот источник жизни вечной, источник живой воды, если мы открылись этому духу, в котором можем подлинно поклоняться Отцу, тогда мы призваны свидетельствовать обо всем этом. Мы не можем оставлять это на уровне поклонения. Поклонение, безусловно, хорошая и радостная часть, но это не последний шаг. В поклонении в духе и истине мы набираем силы, чтобы потом совершать следующий шаг. Свидетельствовать о Иисусе, о том, что Иисус сделал с нами в наших сердцах. Свидетельствовать другим. Тем, которые о Иисусе, может быть, ничего еще не знают.

Эта женщина, когда пришла к колодцу, очень много взяла для себя. Ее жизнь фундаментально изменилась. Разве мы с вами сегодня думали, что будем менять свою жизнь? Фундаментально? У этой женщины изменилась жизнь значительно. Особенно во время первого во время поста мы призваны смотреть на нашу жизнь и думать, что мы можем изменить. Перемены — это как раз то, к чему Иисус нас призывает. Перемены в сторону Божию, в сторону Иисуса.

Иисус хочет быть с нами не только во время Великого поста. Он дает нам источник живой воды для того, чтобы мы чаще вспомнили о Боге, чтобы мы могли чаще свидетельствовать о Нем. Конечно, есть в нашей жизни вещи, которые нам мешают, которые могут нас отталкивать от Иисуса. В конце концов, наш грех связывает нас. Мы можем быть не так свободны, чтобы ответить на вызов Иисуса, как мы хотим. Но приглашение Иисуса действует вновь и вновь. Оно вовсе не зависит от нашего настроения, состояния нашей души. Иисус всегда приглашает нас, как сегодня в Евангелии к покаянию, к переменам в нашей жизни. И чтоб мы уверовали. Таким образом, мы для самих себя можем открыть источник жизни вечной, источник живой воды. Мы можем поклоняться Отцу в духе и истине. Мы можем стать свидетелями духа в этом мире.

Аминь.

Advertisements