И преобразился пред ними

2 воскресенье Великого Поста (год А)

Проповедь на Евангелие Мф 17, 1-9

В то время: Иисус взял Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвёл их на гору высокую одних. И преобразился пред ними: и просияло лицо Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При сем Пётр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. Когда он ещё говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте. И, услышав, ученики пали на лица свои, и очень испугались. Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь. Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса. И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мёртвых. (Мф 17, 1-9)

Отец Григорий Федосеев

Отец Григорий Федосеев

Дорогие братья и сестры!

События, о которых мы услышали в Евангельском чтении, были очень важны для учеников, для апостолов. Особенно для трех из них: для Петра, Иакова и Иоанна. Но, прежде чем говорить о значении этого события, хотел бы привести один пример. Чтобы как-то оживить, что ли.

Думаю, каждому случалось становиться свидетелем следующей ситуации. Человек — сейчас не важно мужчина или женщина — с потухшим взглядом, замученный ежедневными проблемами, живущий в страхе, что потеряет работу, что его могут уволить, вдруг получает радостную весть. Что — не знаю — что его не уволили. Наоборот, повысили в звании, увеличили зарплату. Или что любимый человек получил исцеление, что операция прошла успешно… Можно перечислять множество таких добрых, сильных новостей.

Вспомните лицо человека в тот момент, когда он это узнал. Был потухший взгляд, а потом глаза загорелись. И видно, как человек преобразился внешне. Не буду перечислять физиологические критерии: участилось дыхание, порозовели щеки… — не это важно. Важно, что смотря на такого человека, всем видно — в нем произошла какая-то перемена. У него в глазах засветился огонь. Или, можно сказать, радость жизни. Он стал другим, преобразился. И мы говорим об этом человеке, что он преобразился. Такое бывает иногда со всеми нами. В эти моменты важно помнить, как радость, пришедшая внезапно, неожиданно меняет внутреннее состояние каждого из нас.

Но если посмотрим на преображение Иисуса Христа, это нечто большее. Это нечто таинственное. Это не просто переживание радости по поводу той или иной благой вести. Его преображение — это приоткрытие тайны бесконечного и вездесущего предвечного Бога. Того, Который в богословии называется трансцендентным. То есть, превосходящим всякое понимание, выходящим за всякие рамки, которые мы могли бы себе представить. В Преображении была явлена Слава Господня. Была попытка евангелиста описать это: «Лице Его просияло, как солнце, одежды Его сделались белыми, как снег». Но это только жалкая попытка описать то, что словами описать невозможно — Славу Божию.

Свидетелями преображения Господня становятся трое. Трое из двенадцати. Интересно, что даже не все апостолы были допущены лицезреть Славу Божью. Явленную, казалось бы, преждевременно, раньше, чем должно было. Но если почитать Евангелие дальше, можно увидеть, что в Гефсиманском саду, когда Иисус переживал борение — то есть, когда был искушаем этим сильным искушением, искушением страдания и смерти — у Него была власть принять или отвергнуть. И это искушение, это борение, борьба внутренняя была настолько сильной, что: «был пот Его, как капли крови, падающие на землю». Кто был в том саду? Там были эти же три ученика. Петр, Иаков, Иоанн. И то, что они стали свидетелями Преображения — то есть, увидели Славу Божию на горе Фавор — нужно воспринимать вместе с Гефсиманским садом. Господь дал им, можно сказать, прививку от соблазна креста. Он начал открывать им, что Он должен пострадать, что Он будет отвержен, что будет убит и в третий день воскреснет.

Не все были готовы принять это. За славой легко идти. За поклонением, за почитанием легко идти. За властью легко идти. Но когда тебе говорят, что тот, за кем ты идешь, закончит жизнь на кресте, начинают возникать сомнения: «Я в правильную сторону иду, или нет? Правильный путь выбрал, или нет?». И для того, чтобы поддержать колеблющуюся веру, еще не выросшую, еще не окрепшую, веру своих учеников, Господь являет им Свою Славу. Он показывает, что Он действительно Бог. Он действительно Тот, Который должен прийти, Которого ждали веками, можно сказать, тысячелетиями. Он Тот, через Которого придет спасение для всех людей. Но это спасение придет таким способом, который неприятен. Он прославится воскресением из мертвых. Но для того, чтобы воскреснуть из мертвых, сначала нужно претерпеть страдания и умереть. Без этого Воскресения не будет. И поэтому Иисус являет Свою Славу. Для того, чтобы укрепить.

Но стоит посмотреть, как реагируют ученики. Петр, видя Славу Божию, говорит: «Господи, хорошо нам здесь быть». В то же время, они пугаются и падают на лицо свое. Что такое этот страх, смешанный с удовольствием, страх, смешанный с радостью. С одной стороны, желание остаться, с другой стороны желание где-то спрятаться, сбежать. Это то благоговение, которое возникает в сердце человека перед величием Божественной святости и могущества. Когда мы одновременно и боимся Его и хотим быть вместе с Ним.

Но где это происходит? Гора Фавор — не случайное место. Иисус взял их с собой и, как написано, «возвел их на гору высокую одних». Гора, это не просто красивое место, сотворенное Божественными силами. Кто был в горах, кто был в походах, тот понимает, о чем я говорю. Какой трепет иногда переживаешь, и находясь у подножия горы, и уже взобравшись наверх, оглядываясь вокруг. Но это еще и место Богоявления. Это место явления Бога.

И Моисей, и Илия, о которых мы слышали в Евангелие, не случайно присутствовали здесь на этой горе. Это два человека, которые являют Ветхий Завет и Первый Закон. Один получил Заповеди Божии на горе Синай в момент страшного Богоявления, о котором сказано: «гора дымилась, земля тряслась и народ боялся приступить к этой горе». Второй пророк Илия, который тоже пережил Богоявление на другой горе, на горе Кармель, в котором было сказано, что явление Бога происходит не только в силах, потрясающих вселенную, но в нежном, мягком, легком дуновении тихого ветра. Господь касается как перышком наших сердец. И эти два человека, на горе переживших встречу с Богом, на этой горе беседуют с Иисусом о Его исходе. Закон и пророки.

На горе Преображения мы получаем силу. Видя Славу Божию, мы получаем силу для исполнения Закона Божия. И получаем мудрость для понимания пророчеств. И нам стоит вновь и вновь в нашей жизни взбираться на эту гору. Что это за гора? Это молитва. Ежедневная. Утренняя и вечерняя молитва. Когда мы утром просыпаемся, «система еще не загружена», и кажется, что без кофе жить не возможно, а мысли только о том, что сейчас нужно быстро одеться и побежать на работу или учебу… Все это трудности, все это искушения, которые Сатана старается предложить нам, как причину для отказа от молитвы. Каждая такая трудность — это шаг по каменистой дороге наверх, на гору Фавор. Преодолевая их, мы действительно поднимаемся. Тут даже не нужно ходить в походы, чтобы понять. Достаточно пешочком пробежаться до девятого этажа и понять, как это тяжело.

Утренняя и вечерняя молитвы стоят тех усилий, которые часто кажутся большими. Потому что, переживая их снова и снова, мы на самом деле поднимаемся на гору. Мы тратим свою силу для того, чтобы увидеть Свет Божий, Свет Божественной Любви. По которому тоскуем, без которого жить не можем, но от которого почему-то так легко отказываемся. Почему? Потому, что отказываемся от этой борьбы с искушениями. Нам стоит прилагать эти усилия. Потому, что Бог призывает нас. Он каждого из нас избрал. Можно сказать: «как так, из двенадцати апостолов только троих выбрал?». Но каждый крещенный уже избранный. Часть избранного народа. Другие апостолы получили откровение в другое время, в другом месте, получили знак принадлежности Богу. И получили укрепление своей веры в явлении Христа Воскресшего.

Каждый из нас, получивших великий дар веры и в крещении ставших частью избранного народа, несет ответственность за то, как мы эту веру охраняем, чем мы ее питаем, что делаем для того, чтобы она возрастала. Молитва — это то действие, которое часто трудное. Именно тогда, когда оно трудное, оно становится благодатным. Когда прилагаем силы для совершения молитвы, мы получаем большую благодать, чем мы можем себе представить. Больше, чем при «молитве по вдохновению», как женщины это называют. Вдруг захотелось. Это хорошая молитва по вдохновению, быстрый ответ на Благодать Божию. Но в ней нет никакой заслуги. Молитва в борьбе, в страдании, это та молитва, которая возносит нас. Уже даже не мы сами входим, она возносит нас к Небесам. Выше, чем любая гора на земле. Именно в молитве мы способны увидеть свет. Свет, по которому тоскуют сердца наши.

Аминь

Advertisements