Не можете служить Богу и маммоне

8 рядовое воскресенье (год А)

Проповедь на Евангелие Мф 6, 24-34

В то время: Иисус сказал ученикам Своим: Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне. Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть? И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут? Ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, тем более заботится о вас, маловеры! Итак не заботьтесь и не говорите: «что нам есть?» или: «что пить?» или: «во что одеться?» Потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш небесный знает, что вы имеете нужду во всём этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам. Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своём: довольно для каждого дня своей заботы. (Мф 6, 24-34)

Отец Григорий Федосеев

Отец Григорий Федосеев

Дорогие братья и сестры!

Нередко бывает так, что Слово Божие вызывает ропот. Но обычно это связано с грехом. С привязанностью к греху. Например, если прелюбодей услышит слово «не прелюбодействуй», оно ему не понравится. Оно против его желаний. Возникает конфликт между тем, чего ему хочется, как он привык поступать и тем, что говорит Господь. Если вор услышит «не кради», это тоже ему не понравится. Почему? Потому что так жить легче, можно не работать, а иметь достаток. Если лжец или тот, кто привык обманывать услышит «не лжесвидетельствуй», он тоже будет не доволен. Но почему? Потому, что с помощью неправды можно скрыть какие-то проступки, избежать наказания. Иногда приукрасить что-то. Ну, по крайней мере, в этой жизни.

И этот ропот нам верующим, я надеюсь, понятен. Быть может, даже мы, более-менее избавившиеся от подобных грехов, можем еще погрозить пальцем и сказать своему неверующему родственнику: «ты зря ропщешь, Господь правильно говорит». Но бывает ропот, который возникает в сердце добропорядочных людей. Трудолюбивых, хороших, верующих людей. И сегодня мы слышали в Евангелие слова, которые для кого-то могут стать соблазном. Как так?

Господь говорит: «не заботьтесь о том, что вам есть и пить, и во что одеться». Приводит красивые примеры про птиц. Они ничего не делают, не работают, не трудятся. Но у них есть пропитание. Про лилии. Какие они прекрасные цветы. Опять же, не работают, но одеваются красиво. Возникает вопрос: как так, неужели Господь говорит, что вообще ничего делать не нужно? Сидите себе спокойно, молитесь, читайте Библию и все будет хорошо. И пища у вас будет и одежда. Неужели Господь призывает к лени? Никак нет.

Можно обратиться к Священному Писанию. Открыть, например, Книги Мудрости, Книгу Притчей Соломоновых и Книгу Премудрости Иисуса, сына Сирахова. Я просто зачитаю отрывки, о лени: «доколе ты, ленивец, будешь спать? когда ты встанешь от сна твоего? Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь: и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник», «ленивая рука делает бедным, а рука прилежных обогащает», «что уксус для зубов и дым для глаз, то ленивый для посылающих его», «душа ленивого желает, но тщетно; а душа прилежных насытится», «грязному камню подобен ленивый: всякий освищет бесславие его», «воловьему помету подобен ленивый: всякий, поднявший его, отряхнет руку».

Очень серьезно говорит Господь о лени. И осуждается лень в Священном Писании. И она входит в число семи главных грехов. Но для того, чтобы понять Слово Господа, очень важно вспомнить, как начинается это Евангелие и как заканчивается. Господь говорит: «никто не может служить двум господам: Богу и маммоне». Что такое маммона? В переводе с арамейского это означает «имущество, богатство, сокровище». То есть, некие материальные ценности. И Господь подчеркивает: «не можете служить». Не можете служить. Не значит, что нельзя пользоваться. Не значит, что нельзя зарабатывать. Он говорит: «не можете служить» материальным ценностям, как Богу. Потому, что это не совместимо одно с другим. Именно об этом говорит Господь.

Почему Он подчеркивает: «не говорите, что нам есть, что нам пить, во что одеться, потому, что всего этого ищут язычники»? А верующим что, не надо пить, не надо есть, не надо одеваться? Надо. Но возникает вопрос отношения. Как ты относишься к еде, питью, одежде, всем другим материальным ценностям? Подчиняешься современной рекламе в этом обществе потребления? Есть какая-то вещь, она может прослужить тридцать лет. Но ты через два года хочешь купить новую. Почему? Потому, что поддался этому воздействию. Это круто, это престижно, это лучше, если новая версия.

И много таких вот «крючков», которые забрасываются рекламой в наши сердца. Мы доверяемся ей, и не замечаем, как превращаемся в стадо. Которое бежит, сломя голову, не задумываясь, зачем и куда. Целью жизни становится приобретение, приобретение, приобретение… Работаешь, но тебе всегда мало. Стараешься насытиться, но всегда не хватает. Смотришь на других, у них больше — появляется зависть. Это все знаки того, что начинаешь служить маммоне. Как богу. Богатство для тебя становится идолом.

И Господь предупреждает: не нужно этого делать, потому, что это не просто опасный путь, это путь в погибель. Он возвещает о Своей любви. Он возвещает о Своей любви словами пророка Исайи. Он напоминает о том, где фундамент. Причем, взывает к тем отношениям, которые священны в любой культуре, в любом народе, в любой религии. Это отношения между матерью и ребенком. «Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего?» Нормальная женщина не забудет. Будет заботиться, любить, стараться, чтобы ребенку было хорошо. Но Господь подчеркивает: «даже если она бы забыла, Я не забуду тебя». И в этом слове Он возвещает Свою любовь и в Своей любви напоминает о том единственном, непоколебимом фундаменте, который нас никогда не подведет, не оставит. Даже если мы по глупости своей, по неразумению, по слабости, по каким-то ошибкам — еще не знаю почему — по искушениям оставим Его — Он никогда не оставит нас.

Он нам сегодня подсказывает как вернуться. Предупреждает нас об опасности. Опасности богатства. Опасность пищи… Ну как пищи? Нам нужно питаться. Но возникает вопрос: мы едим, чтобы жить или живем, чтобы есть? Два разных подхода к одному и тому же вопросу. Нам нужна пища, но только для поддержания жизни. Для того, чтобы действовать, для того, чтобы приближаться к Богу, для того, чтобы познавать мир и познавать, прежде всего, Бога. Приближаться к Нему, исполнять Его заповеди. Для этого мы живем. Для этого у нас есть множество средств, которые Господь дал в наше распоряжение. Целый мир.

Но Он подчеркивает в сегодняшнем слове не то, что не нужно работать. А то, что некоторые вещи, которые окружают нас в нашей жизни, расположены в неправильном порядке. И нам нужно все, что есть вокруг нас — наши способности, наши отношения с людьми, наши вещи, которыми мы обладаем — расставить в правильном порядке. Определить, что на первом месте, что на втором, что на третьем.

Я помню еще в семинарии, в аудитории одного из курсов, долгое время на стене висел лист бумаги. На нем большими буквами было написано всего три слова: «Первым делом главное». Когда я первый раз увидел, то решил, что кто-то из семинаристов пошутил. А потом когда задумался, понял — слова-то важные. Как часто бывает в нашей жизни, что то, что является главным для нас, мы убираем куда-то в сторону. Забываем об этом. А что есть главное для человека? Вернее, кто есть главный для человека? Это Бог. Отношения с Богом. И если не поставим в своей жизни Бога на первое место, на вершину всех своих критериев принятия решений, если Бог не будет у нас на верху, перед глазами, то вся жизнь потом потеряет смысл. Поэтому Господь говорит: «ищите прежде царства Божия и правды Его, а все остальное приложится».

Мне очень нравится и в конце я хочу прочитать то, что святой Игнатий Лойола использует для начала духовных упражнений. Он начинает — ну, как всякое дело нужно начинать с основы — с фундамента. Строители не начинают строить дома с крыш. Сначала нужно заложить фундамент, на котором можно построить все здание. Если в фундаменте будет проблема, есть большая опасность, что здание долго не простоит, а рухнет вскоре. Это первое размышление, которое предлагает святой Игнатий Лойола. Оно так и называется «начало и основание», по латински «principium et fundamentum». То есть то, на чем можно строить здание своей веры. Без размышлений над этим, мы просто будем блуждать в каких-то мифах, чувствах, желаниях. Запутаемся. Причем, он не придумал эти слова. Святой Игнатий взял их из Катехизиса того времени, когда жил. Из Катехизиса XVI века. Эти слова говорят о цели, о смысле жизни. «Человек сотворен для того, чтобы хвалить Господа Бога своего, почитать Его и служить Ему. И через то спасти свою душу». Очень коротко, четко и ясно.

И дальше святой Игнатий предлагает размышление. Что из этого следует, из этой цели? То есть, я сотворен Богом, для Бога, для вечного счастья пребывания с Богом. Из этого следует, что «все же остальное, обретающееся на земле, создано ради человека, для того, чтобы помочь ему достичь цели, ради которой он сотворен. Отсюда следует, что человек настолько должен пользоваться всем созданным, насколько оно ему помогает в [достижении] его цели, и настолько должен от него отказываться, насколько оно ему в этом мешает. Поэтому необходимо стать настолько бесстрастным ко всем творениям, насколько это дозволено нашей свободной воле и не возбранено ей; так, чтобы мы не желали скорее здоровья, нежели болезни; богатства, нежели нищеты; почести, нежели унижения; жизни долгой, нежели короткой; и подобным образом во всех остальных вещах, желая и избирая единственно то, что нас лучше ведет к цели, для которой мы созданы». То есть быть с Богом. Быть с Богом.

Причем, хочу еще добавить, что это слово Господа: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам», исполняется. Многократно исполняется в истории Церкви. Уже не только две тысячи лет, но еще до пришествия Христа, когда уже началась история спасения. Человек, поставивший Бога на первое место, получает благословение. Получает реальную помощь в своей жизни. Причем, быть может, он не получит то, чего хотел. Не знаю, новую машину, новый телевизор, новый телефон, новые шубу, сапоги… списки бывают разные. Но получив благословение, человек может увидеть — оказывается, то, чего он жаждал и ради чего готов был пойти на преступление, на самом деле, ему не нужно. И обретается главное — мир в сердце. Ощущение того, что Бог рядом. Что Он любит тебя. И что Он никогда тебя не оставит.

Аминь.

Реклама