Будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный

7 рядовое воскресенье

Проповедь на Евангелие Мф 5, 38-48

В то время: Иисус сказал ученикам Своим: Вы слышали, что сказано: «око за око и зуб за зуб». А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щёку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся. Вы слышали, что сказано: «люби ближнего твоего, и ненавидь врага твоего». А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо, если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный. (Мф 5, 38-48)

Дорогие братья и сестры!

Очень сильные слова Иисус нам говорит. В конце Евангелия, думаю, становится ясно, что Иисус нам хочет сказать. «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный». Современный человек, наверное, взмахнет руками: «Ой! Никак не могу быть совершенным. Тем более, «как совершен Отец ваш небесный». Зачем тогда начинать это дело, зачем стараться? Я же знаю, что не получится. Все-таки мы люди, все-таки мы не ангелы. Не получится и не начинаю». Зря, если кто так думает.

Иисус нас призывает к совершенству. Естественно Он понимает, что мы слабые. Естественно Он понимает, что нам трудно. Тем более, Иисус понимает, что нам ближе иногда закон Ветхого Завета. Который гласит: «око за око» и «зуб за зуб». Или «люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего». Он все это понимает. Однако, нравственность Христа выше этого, можно сказать, чисто человеческого уровня.

Иисус пришел не нарушить Закон, а исполнить Закон. Можно сказать, Он принес особую новизну в отношения человека с Богом и в отношения людей друг с другом. Трудно, может быть, нам понять, потому что нам так знакомо это правило «око за око, зуб за зуб». Понимаем, что это есть определенный уровень справедливости. И может быть, нам иногда хотелось бы достигнуть, по крайней мере, этого уровня.

Мы понимаем, что означает правило Ветхого Завета «люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего». Все мы — ну, почти все — выросли в тоталитарных системах. Где ясно было, где друг, а где враг. В Советском Союзе немцы были врагами, потом американцы стали врагами, империалисты во всем мире были врагами… Мы думали, что очень хорошо понимаем, кто хороший, а кто плохой. И мы, может быть, слишком привыкли мыслить такими категориями. Главное определить, кто свой, а кто чужой. И таким образом мы делаем огромный шаг вперед, в сторону справедливого мира. Главное, своим сделать хорошо, а врагам как можно сложнее, как можно труднее. Не обязательно войну, естественно. Есть другие способы. В спорте, например, обязательно надо было победить. А иначе позор. Если мы, если наши не победят, то лучше сразу не надо участвовать. Вот это соперничество, которое есть в нас почти на инстинктивном уровне, ничего общего с христианской нравственностью, которую нам предлагает Иисус, не имеет.

Иисус, как будто, развивает закон Ветхого Завета, можно было бы подумать, до невозможного. У Иисуса «око за око, зуб за зуб» звучит, как «не противься злому», «кто ударит тебя в правую щёку твою, обрати к нему и другую». В чем смысл?

Наверное мы помнить слова из проповеди Иисуса «блаженны миротворцы, блаженны изгнанные за правду». Может быть, в этом направлении эти слова надо понимать. Очень часто справедливость на нашей стороне, и мы знаем, что по справедливости нам должны. Но если мы не все время требуем то, что нам должны, если мы умеем иногда сделать шаг назад, если мы иногда можем отказаться от того, что нам как будто должны, внутри нас может развиваться определенная свобода и определенная радость, похожая на то, что имеет в виду Иисус, говоря, что мы будем чадами Отца небесного.

Конечно, мы понимаем слова Ветхого Завета «люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего». Иисус говорит, можно забыть об этом. Иисус призывает нас любить врагов наших. Ну, во-первых, я, конечно, надеюсь, что у вас нет таких людей, которых вы могли бы назвать врагами. Но если вдруг такие люди есть, то знайте, что Иисус требует христианской нравственности от нас, требует переосмыслить наше отношение к тем, кто желает нам плохого. Это не обязательно должны быть враги государства. Это может быть злой сосед, который все время нас обижает. Или — не знаю — какие-то хулиганы, которые нам всегда настроение портят. Мы должны переосмыслить наше отношение особенно к тем людям, с которыми особых-то отношений мы иметь и не хотели бы. Потому что они плохие, они жадные, они вообще против всего хорошего и нравственного. И мы знаем, что мы намного лучше их. И тут же начинаем понимать, что это не совсем так.

Иисус призывает нас к совершенству, как Отец наш небесный совершенен. Но Он представляет нам это, как пример. Так, как Бог «повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных», так и мы должны, не смотря на человека или его поступки, изначально творить добро, изначально быть готовыми доброжелательно относиться ко всем людям. Не смотря на то, симпатичны они нами или, может быть, нет. Может, они нам противны, может, дурно от них пахнет… Не знаю, какие у нас могут быть отвращения. Но заповедь Христова призывает нас ко всем людям относиться доброжелательно. Так, как Отец любит всех людей, несмотря на то, какие они.

Я не могу утверждать, что Он меня чуть-чуть больше любит, потому что я такой хороший, потому что я верующий, потому что я хожу в церковь. А тот человек негодяй, пьяница — я не знаю — в церковь не ходит, молитвы не знает. Я не могу утверждать, что Бог меня больше любит, чем этого человека. И уж в этом мы можем уподобиться Отцу. И мы уподобимся Богу, если мы начинаем открывать наши сердца всем людям без исключения, всем людям, которые нас окружают. И открывать сердце, конечно, это означает, что и наши руки не останутся без действий. То есть, мы должны творить добро. Не только желать добра — «желаю добра, иди с миром». Мы призваны, как только у нас возникает возможность, мы призваны творить добро.

Переосмыслить отношение, которое мы имеем, в свете новой нравственности, которую Иисус нам принес. В свете этого нового учения. Которое уже не звучит «око за око, зуб за зуб». Которое звучит «возлюби ближнего самого, как самого себя». Таким образом мы уподобимся Богу. Правда, может быть, мы в своей жизни не достигнем самого высшего уровня совершенства. Но, может быть, это не главное. Может быть, главное, что мы каждый день хоть маленький шаг делаем вперед, в сторону этого совершенства. Может быть, главное, что мы изо дня в день пытаемся искать, к чему Бог нас призывает, что Он от нас хочет в этот конкретный день, в этот конкретный час. Каких людей Он нам посылает для того, чтобы мы их любили, для того, чтобы мы им делали добро.

Таким образом, смотря на пример Иисуса, мы становимся похожими на Иисуса, похожими на Бога, Который любит всех. Мы призваны любить всех так же, как Отец любит всех.

Аминь.

Advertisements