Блаженны вы …

Проповедь на Евангелие Мф 5, 1-12a

В то время: Увидев народ, Иисус взошёл на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его. И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря: Блаженны нищие духом; ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие; ибо они утешатся. Блаженны кроткие; ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды; ибо они насытятся. Блаженны милостивые; ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем; ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы; ибо они будут наречены сынами Божиими. Блаженны изгнанные за правду; ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь; ибо велика ваша награда на небесах. (Мф 5, 1-12a)

Отец Григорий Федосеев

Отец Григорий Федосеев

Дорогие братья и сестры!

Мы все хотим быть счастливыми. И это нормально, потому что такова наша природа. Бог сотворил нас для вечного счастья, для вечной радости. Он сотворил нас не для того, чтобы мы страдали.

Но, к сожалению, мы живем «мире после грехопадения». Первоначальный замысел Божий, замысел совершенной гармонии, был нарушен. Возникла эта поврежденность природы, склонность ко греху. А с грехом в мир вошла смерть и страдания. И мы страдаем. И сердце наше часто тоскует по какой-то радости, счастью. Ищет его в своей жизни и часто не находит.

Мир предлагает множество способов для того, чтобы стать счастливым. Очень много способов, разных. И греховных и не совсем греховных и нейтральных. Но, к сожалению, всегда это одно. И часто на этой жажде человеческой счастья просто зарабатывают деньги. Вся реклама на этом построена.

Но возникает вопрос: «А есть вообще возможность по-настоящему стать счастливым?». Уже множество разных способов перепробовал и видишь, что в твоей жизни хватает как-то не надолго. Купил норвую вещь, неделю порадовался, потом надоела. Купил новую книгу — говорят, хорошая — начал читать. Пока читал радовался, закончил — снова тоска зеленая. Еще что-то. Говорят, выпил водки, стало хорошо, а на утро голова болит. И множество средств, которые мир предлагает, это всего лишь заменители, суррогаты. Которые, на самом деле, не могут сделать тебя счастливым.

Но есть ответ на вопрос: «Как стать счастливым?». Причем, для многих он является соблазном. Это то, что мы сегодня слышали. Иисус говорит: «Блаженны нищие духом; … Блаженны плачущие; … Блаженны кроткие; … Блаженны алчущие и жаждущие правды; … Блаженны милостивые; … Блаженны чистые сердцем; … Блаженны миротворцы; … Блаженны изгнанные за правду».

Что это значит? Для многих эти слова являются соблазном, они непонятны. Помню, как однажды, еще во время моей учебы в институте, мы разговорились с моим научным руководителем. Из всего Евангелия он почему-то вспомнил именно эти слова. Хотя он в церковь не ходил, но почему-то вспомнил именно о Блаженствах. Он сказал: «Что значит «блаженные духом»? Во что вы верите?». И сказал он это с претензией и даже с агрессией. И тогда я не знал, что ответить, потому что был молод.

Сейчас Господь открыл мне. Открыл то, что эти слова невозможно принять без веры. Только глазами веры мы можем увидеть мудрость Божию, которая звучит в этих словах. Только глазами веры. И через личный опыт. Если кто-то мне скажет: «Я этого не принимаю» — ничего не сработает, ничего не получится. Только глазами веры.

Что же значит «быть нищим духом» и почему это радость для верующего человека? Частично это помогает понять сегодняшнее второе чтение. Дух Святой через апостола Павла обращается к нам словами, мягко говоря, далеко не приятными: «Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных». И это правда о нас. Нам не хватает мудрости, нам не хватает силы, нам не хватает благородства … Нам еще много чего не хватает. Но об этом как-то думать неприятно. Почему? Потому что, это говорит о нашей слабости, о наших недостатках.

Но удивительным образом, именно признание своих недостатков — я нищий духом, мне нечем похвастаться — дает нам радость и силу. Почему? Потому что тогда в моей жизни начинает действовать Бог. В Котором полнота премудрости, полнота силы, силы, благородства и всех положительных качеств. Он начинает делиться, или давать мне Свои дары, тогда, когда я протягиваю к Нему свои пустые руки. Когда я говорю: «Господи, у меня нет этого. У меня нет ничего. И если Ты мне не дашь, я останусь без этого». Только тогда Он наполняет нашу жизнь Своими дарами. А от этих даров мы переживаем радость. Огромную радость общения с Богом. Радость, которую ничто на свете никогда не сможет заменить. Ничто не сможет даже уподобиться той радости, которую мы получаем в общении с Богом.

Ключ к этому счастью — в Священном Писании оно названо «блаженством» — в признании того, кто я перед Творцом. Без этого дальнейший путь невозможен. Но это можно принять только через веру. Человек неверующий будет продолжать роптать, стараться скрывать свои недостатки даже от самого себя. Будет обманывать себя. При этом, будет жаждать счастья, но не сможет его достичь в полноте. Будут лишь краткие моменты утешения, за которыми снова придут тоска и бессмысленность. Только Бог может наполнить нашу жизнь смыслом. Только Он может дать истинную радость.

Но дальше мы читаем «Блаженны плачущие». Существует распространенное объяснение, которое очень любят психологи. Тут же написано «ибо они утешатся» — все просто. Человека в радости в скором времени ожидает, своего рода, упадок чувств. Поэтому блаженней тот, кто сейчас плачет. Рано или поздно печаль закончится и будет хорошо. Есть надежда. Но Бог говорит не о каких-то психологических механизмах. Он говорит о чем-то более важном. Речь идет не о простых слезах — поплакал и успокоился.

Вспомните Крестный путь. Иисус утешает плачущих женщин. Вспомните, что Он говорит плачущим женщинам — «не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших». А зачем плакать о себе и своих детях? Речь идет о слезах покаяния. Потому что единственное, что может убить во мне радость и счастье — это грех. И «блаженны плачущие» — те, которые оплакивают свои грехи. Потому, что в таинстве Покаяния обретают прощение, примирение с Богом, полноту достоинства чада Божия, которая была потеряна во грехе. Здесь вершина этого блаженства, этого счастья, этой радости для тех, кто плачет.

«Блаженны кроткие; ибо они наследуют землю». Опять же, для неверующего, это просто какая-то ерунда, чушь, безумие. Не может такого быть. Для того, чтобы завоевать территорию, кротким быть не полезно. Нужно быть сильным, властным. Нужно идти по головам других людей, чтобы достичь высот в карьере, чтобы расширить свои владения. А Господь дает обещание, что — нет, «кроткие наследуют землю». Почему? Потому что Он говорит своим ученикам: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем». И когда мы стремимся быть кроткими и смиренными, фактически, мы уподобляемся Сыну Божию. Который говорит про Себя: «Я кроток и смирен сердцем». А Сын Божий — это Царь Вселенной, это Творец. Он Тот, перед Которым, как написано, «преклонится всякое колено». «Всякий язык» будет исповедовать, что Он Господь. Его полнота силы и власти над всем миром, не только над землей.

«Блаженны алчущие и жаждущие правды; ибо они насытятся». Что это значит? Не только то, что рано или поздно правда все-таки откроется. Это Блаженство задает вопрос: «Чего ты жаждешь и алчешь в своей жизни? Какие желания проносятся в твоей душе, и на каких из них ты останавливаешься и пытаешься развить? На тех, которые приближают к Богу? Или на тех, которые удаляют от Бога?».

«Блаженны алчущие и жаждущие правды». Стоит снова вспомнить слова Иисуса, когда Он обращается к народу: «и познаете истину, и истина сделает вас свободными». Если чувствуешь какое-то бремя в себе, чувствуешь или видишь себя несвободным, помни про это Блаженство. Потому что только познание истины сделает тебя свободным. Встреча с истинным Богом сделает тебя свободным и даст тебе радость.

«Блаженны милостивые; ибо они помилованы будут». О чем здесь идет речь. Милосердие, то есть, высшая степень любви — это дело Божие. И если мы стараемся быть милостивыми, мы уподобляемся Богу. Каждый раз, когда приходится простить кого-то, мы уподобляемся Богу. Это значит, что мы все больше возвышаемся — или лучше сказать — позволяем Богу возвысить нас, приблизить нас к Нему. Иисус говорил: «какою мерою мерите, такою и вам будут мерить». И нужно задуматься, как со мной поступят? Нуждаюсь ли я в милосердии?

Часто во время какого-то конфликта эмоции льются через край, и мы не задумываемся, что иногда совершаем те же самые ошибки и грехи. Через грехи мы причиняем боль другому человеку. И мы нуждаемся в прощении других. Если я не прощу, то что означает моя молитва «Отче наш», произносимая ежедневно и не по разу? «Прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим». Блаженны те, кто оказывает милость. В их жизни исполняется молитва «Отче наш», Господь прощает.

«Блаженны миротворцы; ибо они будут наречены сынами Божиими». Тоже очень важное Блаженство. И стоит посмотреть, когда зарождается конфликт, как я веду себя. Делаю ли я все возможное, чтобы угасить злобу и гнев до того, как они выльются наружу? Если делаю, снова уподобляюсь Сыну Божьему. Потому что Господь сказал: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам». А потом дополняет: «не так, как мир дает, Я даю вам». Мир Божий наполняет наши сердца.

Каждый раз во время Святой Мессы, во время Евхаристической молитвы, перед Причастием, вспоминаются эти слова о мире. Каждый раз, прежде, чем приступить к Жертвеннику, к Трапезе Господней, священник призывает и говорит: «приветствуйте друг друга с миром и любовью». И мы приветствуем друг друга. Но в конце богослужения звучит еще послание: «Идите с миром. Месса совершилась». Что значит «Идите с миром»? Это значит, тот мир Божий, ту благодать, которую мы получили нужно в своем сердце принести туда, где ты живешь. В свой дом, на работу, в магазин, в троллейбус … везде, где бы ты ни был. И тогда ты будешь миротворцем. И радость наполнит твое сердце.

«Блаженны изгнанные за правду; ибо их есть Царство Небесное». Эти слова особенно важны во время испытаний. «Когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить» — подчеркиваю — не вообще, а за Иисуса Христа. Когда ты пытаешься поделиться своей верой — не принимают. Когда ты отказываешься соучаствовать с кем-то во грехе — над тобой смеются. Когда ты пытаешься быть верным Богу, а на тебя изливают свою злость и ненависть те люди, с которыми ты живешь. Это Блаженство. Я сейчас не говорю о мазохизме. Я говорю, что Бог возвещает нам о великой радости не только в будущем, как сказано, «ибо велика ваша награда на небесах». Но говорит о твоей принадлежности к Царству Небесному. Оно твое, и ты уже в нем. Почему? Потому что Господь говорит: «если Меня гнали, будут гнать и вас».

И тут можно задуматься и спросить себя: «А у меня есть проблемы с этим восьмым Блаженством?». Если со всеми людьми, даже с неверующими, получается всегда все хорошо, спокойно и приятно — стоит задуматься. Скорее всего, это означает, что часто ты идешь на компромисс с этим миром, часто идешь на согласие с грехом из-за ложного стыда исповедовать свою веру в Бога. И это тревожный сигнал. Если же есть эти элементы гонений за веру в твоей жизни, то радуйся. Как Господь говорит: «радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на Небесах».

Аминь

4 рядовое воскресенье

Реклама