Вот Агнец Божий

Проповедь на Евангелие Ин 1, 29-34

В то время: Видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира. Сей есть, о Котором я сказал: «За мною идёт Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня». Я не знал Его; но для того пришёл крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю. И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нём. Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: «На Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нём, Тот есть крестящий Духом Святым». И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий. (Ин 1, 29-34)

Отец Григорий Федосеев

Отец Григорий Федосеев

Дорогие братья и сестры!

Думаю, всем известно такое крылатое выражение: «скажи мне, кто твои друзья, и я скажу, кто ты». Есть похожая пословица: «с кем поведешься, от того и наберешься». Некоторые шутят: «с кем поведешься, так тебе и надо», предполагая ответственность. Почему я с этого начал? Потому, что есть некоторые истины, которые на интуитивном уровне человек способен открыть сам. И они потом как-то кристаллизуются в таких метких фразах.

Для того, чтобы это понять, достаточно простого жизненного опыта. Не обязательно сверхъестественное откровение. Но даже если воспользоваться этим простым жизненным опытом, который мы называем народной мудростью, скольких бед можно было бы избежать в жизни. А если воспользоваться этим по отношению к Богу, то не только бед избежать, но достичь личного Спасения.

Посмотрим, как люди себя ведут. Буквально неделя прошла с момента завершения Рождественского времени. В прошлое воскресение ключевой фигурой Священного Писания был Иоанн Креститель. К нему пришел Иисус, чтоб принять крещение в водах Иордана. Но обратите внимание, за кого люди почитали Иоанна Крестителя. Они считали его «человеком Божиим». И кто знает, может быть, пользуясь именно этой народной мудростью, они шли к нему. Если Иоанн Креститель «человек Божий», то приходящий к нему, может каким-то образом стать ближе к Богу. И люди приходили к нему. Исповедовали свои грехи, слушали его пророчества, принимали крещение покаяния.

Иоанн Креститель человек Божий. Из Евангелия от Иоанна можно это понять. Пришли фарисеи, книжники из Иерусалима, стали спрашивать Иоанна: «А почему ты это делаешь? Ты Миссия? Ты Илия? А почему ты тогда крестишь?». Иоанн отвечал так: «Есть выше, Который послал меня крестить. Тот, Которого вы не знаете. Он будет Духом крестить». Это коротко пересказано. Потом Иоанн Креститель снова говорит о Боге, на этот раз показывая на Иисуса: «вот Агнец Божий». Если прочитать еще дальше, там опять будут эти слова: «на следующий день, увидев Иисуса, он снова говорит, «вот Агнец Божий». И после этого свидетельства двое из учеников последовали за Иисусом. Пошли за Ним, спросили: «Где живешь?». Познакомились с Ним, говорили с Ним, весь день пробыли с Ним. Но с чего началось это знакомство? С того, что они послушали Иоанна Крестителя, который указал на Господа и произнес: «вот Агнец Божий».

И в наши дни, каждый раз, когда совершается Литургия, звучат те же слова. Тогда, когда священник стоит у алтаря, буквально за минуту до самого важного для каждого из нас момента, до момента Святого Причастия. Священник поднимает — уже не хлеб, поднимает Тело Христово — и повторяет слова Иоанна Крестителя: «вот Агнец Божий, берущий на Себя грехи мира». И добавляет: «блаженны званные на вечерю Агнца». Блаженны все, кто в таинстве покаяния и примирения принял Божье милосердие в свою жизнь. И только после этого верующие подходят к алтарю и причащаются.

Как нам жить? Как нам жить, если знаем, что даже в простых, бытовых, обычных ситуациях действует, слово в слово, эта народная мудрость: «с кем поведешься, от того и наберешься»? Уж тем более, в жизни духовной стоит применять эту простую человеческую мудрость. Если начинать с Бога, то кого мне нужно слушать? Того, кто говорит слова Божии. Это очень простое правило, которое помогает жить.

Но можно на это взглянуть еще и с другой стороны. Сейчас не говорю о том, что нужно пересмотреть круг своих знакомых и друзей. Мол, кто грешники, с теми больше не общайтесь, потому, что для вас это не полезно. Не буду этого говорить.

Скажу про другое. Ваши друзья, знакомые, коллеги, родственники, одноклассники, однокурсники, когда общаются с вами, чего они «набираются»? Какое слово слышат от вас? Что получают от общения с Вами? И это очень важный вопрос. Ведь в общении мы всегда влияем друг на друга. Мы, люди верующие, ведем ли себя как Иоанн Креститель, который своему неверующему другу или подруге указывает, где спасение? Быть может, другими словами, более подходящими к ситуации или к человеку. Но словами о Боге.

Понятно, что не стоит начать сегодня в десять часов вечера стучать кулаком в дверь соседу со словами: «Вы знаете, Агнец Божий находится там». Но очень важно следить за своими словами. Наши слова очень важны. Слова могут являться знаком нашей веры. Одним из серьезных знаков. Причем, я сейчас вам это говорю не как какой-то учитель, который должен назидать. Я говорю это и о себе. Господь и мне это тоже говорит.

Часто мы в своем общении с друзьями охотно используем слова из популярных фильмов, любимых сериалов, цитаты из понравившихся анекдотов, даже выражения из рекламы. Но Господь учит: «от избытка сердца говорят уста». И если я произношу эти слова, значит, они меня переполняют. А если я редко говорю о Боге, то стоит задуматься, чем занято мое сердце, какого в моем сердце место для Бога и для всего остального? И это можно назвать «тревожным симптомом», который говорит о болезни души. О том, что вера моя слаба, о том, что в моей душе много таких мест, которые я прячу от Бога. А значит не позволяю Богу исцелить меня и сделать счастливее.

Может стоит поверить Иоанну Крестителю, стоит поверить его свидетельству, в котором говорится о Христе: «идет за мною больше меня, Который будет крестить Духом». Но может стоит не только поверить, но и уподобиться ему в своем свидетельстве. Я, будучи грешником, могу только указывать путь. Господь сделает остальное. «Если пойдешь и познакомишься с Ним, Он ответит на твои вопросы, даст утешение сердцу твоему». Может быть, с такими словами стоит обратиться к другу, подруге, знакомому. К тому, кто рядом, кто пребывает в страданиях, в болезни, в беде, в сомнениях. Не довольствоваться простым «Все будет хорошо» и добавить про себя «Русское Радио». Но обратиться с утешением, источником которого является Сам Господь.

Не случайно Иоанн говорит: «Он крестит Духом Святым». Но что значит «крестит?» Слово «крестит» не совсем корректный перевод. В оригинале это означает «погружать во внутрь». И только Бог может погрузить нас полностью внутрь Своей благодати, окутать нас и защитить. Он может погрузить нас в Себя. Только Бог может погрузить нас в Него. И только в Боге может успокоиться наша душа. Только в Боге можно найти счастье, к которому так стремиться каждый человек. Только Бог может позволить нам познать силу и величие Его милосердия, полноту утешения. Только Бог может дать предвкушение радости вечной жизни, по которой тоскует сердце каждого человека. Вне зависимости от его веры. Такова наша природа. Мы жаждем Бога, даже когда не осознаем этого.

И удивительно, какое доверие оказывает Бог каждому из нас от начала существования Церкви. Поэтому стоит сегодня посмотреть на Иоанна Крестителя особым образом. Уже не в рамках Рождества, не только как на пророка и предтечу. А постараться сравнить два портрета, два способа поведения двух людей. С одной стороны, Иоанна Крестителя, а с другой стороны, самого себя. Похожи эти люди или нет? Я не говорю сейчас о том, что мы должны уйти в пустыню, есть саранчу и мед, носить неудобную одежду. Не в этом стоит искать сходство. Только наших словах. Какие слова мы говорим? Какие слова мы говорим?

Аминь

Реклама