Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение

Проповедь на Евангелие Мф 3, 13-17

В то время: Приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну, креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды; и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение. (Мф 3, 13-17)

Дорогие братья и сестры!

Всегда в конце Рождественского времени Церковь празднует Крещение Господне. По церковному календарю это первое воскресенье так называемого рядового времени. Таким образом, Крещением заканчивается Рождественское время. Но во всех евангельских текстах, во всех молитвах сегодняшнего праздника, важен не завершающий мотив, а понимание, что все только начинается.

Иисус родился в Вифлиеме, затем переселился в Назарет, теперь выходит к Иоанну Крестителю. Из Священного Писания мы знаем, что многие приходили к Иоанну Крестителю и принимали крещение в знак обращения. В знак того, что они всерьез принимают призыв Иоанна Крестителя к обращению, что они хотят исправления, что они признают свои грехи. Принятие крещения от Иоанна Крестителя означало внутренний процесс обращения. Мы знаем, что народ очень охотно вышел к Иоанну на Иордан. Хотя руководство народа Израиля и не очень доброжелательно относилось к нему.

Сегодня в Евангелии мы слышали, как Иисус выходит на Иордан. И мы слышали, что у Иоанна есть определенные возражения против того, что он должен крестить Иисуса: «мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». Иисус говорит: «Оставь. Это не важно. Надо совершить то, ради чего Я пришел». На самом деле, это спорный вопрос. Для чего Иисусу, Которому никакого обращения не требовалось, понадобилось просить Иоанна о крещении. Мы не знаем.

Но события, которые происходят после крещения Иисуса, они как будто дают ответ. Евангелист Матфей пишет, что сразу же после крещения Иисуса «отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение». Это событие лежит в начале всей, если так можно сказать, работы Иисуса.

После крещения Иисус идет в пустыню на сорокадневный пост, начиная с этого Свою миссию. Крещение для Иисуса становится моментом, с которого начинается благовествование Иисуса о Царствие Небесном. С этого дня Он начинает собирать учеников, начинает совершать все те дела, о которых люди потом будут читать в Евангелиях. До Крещения Иисус ведет, можно сказать, скрытую жизнь, мы мало знаем о ней. Евангелист пишет, что Он вырос с родителями в Назарете, но об этих годах почти ничего не известно. Но после того, как в Крещении Он назван Сыном Бога, Иисус начинает проповедовать, совершать чудеса, нести явно Благую Весть.

Сегодняшнее Евангелие очень тесно переплетается с пророчествами Ветхого Завета. Достаточно посмотреть на сегодняшние чтения в свете Крещения — «Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд. Не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах. Тростника надломленного не переломит, и льна курящегося не угасит; будет производить суд по истине» (Ис 42, 1-4. 6-7).

Понятно, что христианская традиция все ветхозаветные пророчества связывает с Иисусом. Но можно было бы читать эти слова Ветхого Завета, поставив себя на это место. Это не высокомерие и не некое особое отношение к себе, мол я такой хороший. Но каждый из нас тоже принял крещение, тоже стал сыном Божьим. Все мы дети Божии, всем нам Бог говорит: «Ты сын Мой возлюбленный (ты дочь Моя возлюбленная), в котором(ой) Мое благоволение».

Мы все называем себя христианами, потому что и мы помазанники. Мы получили помазание во время крещения. Мы должны читать эти слова Ветхого Завета, смотря на себя — «Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд. Не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах. Тростника надломленного не переломит, и льна курящегося не угасит; будет производить суд по истине».

Мы — это те, которые сегодня особым образом призваны распространять Слово Божие, говорить о делах Господних, распространять Благую Весть по всей земле. Мы не брошены, Он держит нас за руку. Если мы всерьез принимаем дар крещения, не может быть такого, чтобы мы после крещения продолжали жить так же, как и до крещения.

Время от времени я слышу от людей недовольство тем, что иногда так долго необходимо готовиться к принятию таинства Крещения. Иногда больше года. «Терпения может не хватить», — говорят они. Но я думаю, это хороший срок. Потому что великий дар Крещения требует очень и очень серьезного приготовления. Здесь сроки вообще не играют никакой роли. Главное, чтоб душа была готова.

Один раз Бог нам уже сказал во время крещения «вот дитя Мое в котором Мое благоволение». Но не стоит останавливаться на этом. Реализовывать этот дар каждый из нас призван в повседневной жизни. Праздник Крещения очень важен. И стоит вспомнить о своем крещении. Для того, чтобы осмыслить, каким образом мы можем реализовать этот дар сегодня. Каждый на своем месте. Там где живет, работает, учится. Таким образом, мы больше и больше уподобляемся Христу. Таким образом, мы становимся христианами.

Аминь

Advertisements