Глас вопиющего в пустыне

Проповедь на Евангелие Мф 3, 1-12

В те дни приходит Иоанн Креститель, и проповедует в пустыне Иудейской, и говорит: покайтесь; ибо приблизилось Царство Небесное. Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: «глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему». Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих; а пищею его были акриды и дикий мёд. Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему, и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои. Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: отродье змеиное! кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойный плод покаяния; и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам»; ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. Я крещу вас в воде в покаяние; но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнём. Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Своё, и соберёт пшеницу Свою в житницу, а солому сожжёт огнём неугасимым. (Мф 3, 1-12)

Отец Григорий Федосеев

Отец Григорий Федосеев

Дорогие братья и сестры!

Трудное Слово мы только что слышали. Но есть в сегодняшнем обращении одна деталь, на которую нам стоит обратить внимание: г д е звучит это Слово. В пустыне. Это довольно странно. Почему проповедник, почему пророк для того чтобы нести Слово Божие, Волю Божию идет не в город, а в пустыню? То есть, в место, где люди не живут, где даже не ходят.

Представьте себе такую картину — я или другой священник едут куда-нибудь за город «в чисто поле» и там проповедуют. Нас никто бы не услышал. А если бы кто-нибудь и увидел, наверняка, подумал бы: «что это за странные люди, стоят в поле, что-то говорят, руками машут».

Почему я об этом говорю? Потому, что эта деталь очень важна для нас, сейчас собравшихся здесь. Иоанн Креститель — пророк, который был послан. О котором евангелист возвещает, что это ангел: «Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою». Иоанн Креститель пророк удивительный, который стоит на границе между Ветхим заветом и Новым. Он последний пророк Ветхого завета и первый пророк Нового. Про него Господь говорит: «из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя». И этот пророк идет не в город. Идет в пустыню.

Исайя о нем говорит «глас вопиющего в пустыне». Но что это такое «пустыня»? Пустыня это место, в котором вроде бы ничего интересного не должно быть. Но происходит чудо. Где звучит голос пророка — а лучше сказать, где звучит Слово Божие в голосе пророка — там собираются люди. Не смотря на то, что там пустыня. Это очень важно для Бога. Вернее, это очень важно для нас. Поэтому Бог так действует, чтобы мы оставили свой дом, оставили свою работу, оставили свои заботы, обязанности, увлечения и вышли в «пустыню». Господь хочет нас вырвать из привычной среды. Для чего? Для того, чтобы смогли, наконец, услышать Его голос.

Думаю, не для кого не секрет, что дома, например, в квартире, или в частном доме, когда идет какой-то праздник, вечеринка, играет громкая музыка, и вдруг пришел гость, стучит в дверь, его стук не слышат. Нужно, чтобы кто-то уменьшил громкость, или хотя бы случайно выглянул в окно и увидел этого человека. Иначе будет он стучать, потом плюнет и уйдет. Или вынужден будет использовать какие-то другие средства, чтобы сообщить о своем приходе.

Мы знаем множество подобных случаев, когда мы останавливаемся, призываем других к тишине, говорим: «тише!», начинаем прислушиваться, если вдруг услышим какой-то звук, что-то, что нас потревожило. Стремятся к тишине, когда хотят что-то услышать. Когда ожидают, стремятся к тишине. Мы смотрим в окно, когда ждем кого-то. Чтобы быстренько, когда дорогой гость придет, спуститься и впустить его в свой дом. Это те минуты, которые нам свидетельствуют, на самом деле, о важности «пустыни» в наше время, здесь и сейчас, для каждого из нас.

Храм становится «пустыней». Храм — это то место, в котором мы призваны забыть о своих проблемах. Для чего? Не просто чтобы забыть и как-то отстраниться, а для того, чтобы достигнуть тишины в своем сердце и услышать, наконец, Голос Божий, который призывает. Который призывает каждого из нас, что собрались здесь. И тех, кто не пришел, их тоже призывает. Но они не слышат.

А призывает к чему? К покаянию. К обращению. Иоанн Креститель возвещает: «Покайтесь». А что значит «покайтесь»? «Покайтесь» — значит обратитесь от злых дел, вспомните о заповедях, вспомните о Боге, измените свою жизнь. Вот что значит «покаяние».

Евангелист видел, как Иоанн Креститель говорит. Он за словом в карман не лезет, он говорит такие сильные слова: «порождения ехиднины». Как это сказать на современном русском языке? Это все равно, что сказать: «Гадюкины дети, змеиное отродье». Довольно грубо говорит Иоанн Креститель. Для чего? Чтобы встряхнуть. Для того, чтобы открыть глаза и, наконец, посмотреть честно на свою жизнь, на то, что мы на самом деле из себя представляем. Хотим выглядеть хорошими в глазах других людей. А на самом деле, как фарисеи — полны сердца наши разных грехов, разных нечистот. И нам нужно, чтобы кто-то нас встряхнул. Ведь слова, написанные в Евангелие, сказаны не только фарисеям. Они сказаны каждому из нас. Не для того, чтобы просто как-то оскорбить, а для того, чтобы посмотреть в Истине на свою жизнь.

Сколько грехов во мне? Когда я последний раз исповедовался? Месяц, три месяца, полгода, год назад. Если давно — а давно я имею в виду больше месяца — то на что обижаться, на кого обижаться? На Иоанна Крестителя? Из-за того, что говорит правду обо мне? Или все-таки на себя, посмотрев в глаза правде?

Иоанн Креститель выполняет важную миссию. Он готовит путь Господу. И подготовка этого пути совершалась в пустыне. И нам нужно войти в «пустыню». Когда мы пребываем в этом шуме современного мира; постоянно музыка откуда-то звучит, постоянно какие-то радио включено, телевизор работает или фильмы какие-то; разные книги читаем — все, что угодно, только не то, что полезно для души. Этот шум заглушает Голос Божий. Этот шум мешает нам, в том числе, видеть наши собственные грехи.

В том числе, я говорю об этой «политкорректности» — всегда говорить только хорошо, только то, что нравится. Это тоже является тем шумом, который скрывает от нас наши грехи. Скрывает. А Господь хочет открыть их. Опять же, не просто для того, чтобы унизить, ударить лицом — я не знаю — в землю. А для того, чтобы душе увидеть правду. Чтобы иметь возможность очиститься.

Потому, что мы, к сожалению, часто ведем себя как люди больные. Мы, конечно, все больные. Но ведем себя как больной человек, который пришел к врачу и не говорит о своих болезнях. Который говорит: «На самом деле у меня ничего не болит, все нормально, все хорошо». И врач говорит тогда: «Зачем тогда ты ко мне пришел? Тебе не нужен врач. Иди и живи спокойно». А на самом деле-то болит. И нужно узнать, что болит, где болит, чтобы поставить диагноз. А диагноз для того, чтобы получить исцеление.

Грех — это болезнь, которая есть в наших душах. Причем, это смертельная болезнь, которая ведет к смерти на много более страшной, чем смерть тела — к смерти вечной. Для того, чтобы понять и увидеть свой грех, нам нужно войти в «пустыню».

Здесь напомню о такой благочестивой и душеполезной традиции, как принятие намерения на период покаяния. То есть, на Адвент или на Великий Пост. Намерение, которым пытаются ограничить себя в какой-то привязанности. Пытаются освободиться от какой-то вредной привычки, какого-то порока. Почему важна эта работа? Эта работа важна для того, чтобы действительно получить исцеление, действительно подготовиться к торжеству Рождества Христова. А лучше сказать — к встрече с Господом.

Если мы не видим грехи, это означает, что мы пребываем во тьме и обманываемся. Если думаем, что все хорошо в нашей жизни, в духовной жизни — опять же, обманываемся. Для того, чтоб увидеть проблему, нужно войти в «пустыню», бросить любимые сериалы, бросить — я не знаю — воткнутые в уши наушники. Это больше к молодежи, наверное, с постоянной музыкой. Ведь современные люди боятся тишины. Именно поэтому, потому, что в тишине ты остаешься наедине с собою, начинает всплывать то, что тебе неприятно. В смысле, правда о тебе, то плохое, на что ты не хочешь смотреть, чего не хочешь видеть, что не хочешь знать.

Но Господь призывает к тому, что нам все-таки нужно выйти в «пустыню». Увидеть, что в нас есть плохое. Потому, что если мы этого не увидим, будем считать себя хорошими, мы не просто превратимся в фарисеев (это негативное название, но в нем ничего страшного нет, страшнее то, что проявляется посредством этого). Человек, пребывающий во грехе — это мертвый человек. Это человек, который падает в вечность, имя которой смерть.

Господь сотворил нас для жизни. И хочет, чтобы мы все пребывали в полноте счастья, полноте блаженства, для этого Он нас сохранил. Сколько раз Он через пророков говорил: «Я не хочу смерти грешника, но хочу, чтобы он обратился и был жив». Он дает нам свободу, дает нам выбор. Но что мы выбираем?

Аминь

2-е Воскресенье Адвента

Advertisements