Святая Елизавета Венгерская, монахиня

Святая Елизавета Венгерская, монахиня

Святая Елизавета Венгерская, монахиня

Легенда и житие святой Елизаветы

Житие святой Елизаветы пронизано легендами – плод почитания, восхищения и фантазии, – подчеркивающими важные аспекты ее личности. Однако более всего нас интересует история, сокрытая под покровом преданий. Мы желаем узнать ее личность, ее уникальную, провокационную святость. Легенды, окружающие ее личность, – не что иное, как живые краски ее образа, метафоры событий; конечно, мы не можем отбросить их.

Кем была Елизавета? Венгерской принцессой, родившейся в 1207 году у короля Эндре II и Гертруды из рода Андехс-Мерано. Согласно венгерской традиции, Елизавета родилась в крепости Шарашпатак, в одном из любимых замков королевской семьи, на севере Венгрии. Согласно распространенному преданию, это случилось 7 июля. Точно известен лишь год ее рождения.

По обычаю средневекового общества, Елизавета была помолвлена с немецким принцем Тюрингии. В четыре года (1211) девочку передали немецкому посольству, прибывшему, чтобы забрать ее, в Пресбург, самый южный, в то время, город Венгерского королевства.

Как было принято в те времена, Елизавета воспитывалась при тюрингском дворе, как дети ландграфа, вместе с тем, кто станет много лет спустя ее супругом. В четырнадцать лет она обвенчалась с Людовиком IV, ландграфом или князем, Тюрингии. У них было трое детей. В двадцать лет Елизавета осталась вдовой. В 1231 году, в возрасте 24-х лет, она умерла. В 1235 году папа Григорий IX прославил ее в лике святых, чтобы сделать неувядающим примером самоотречения и самопожертвования ее насыщенную и «распятой» жизни, достигшую высот святости.

В христианском народе глубоко укоренилось заблуждение, обязанное своим происхождением легендам и неточным популярным биографиям, согласно которым Елизавета была королевой Венгрии. Однако же она никогда не была королевой ни Венгрии, ни Тюрингии, но принцессой Венгерской и ландграфиней Тюрингской (Германия). Традиционно Елизавету изображают в короне, указывающей не на то, что она была королевой, но на то, что была принцессой и ландграфиней.

Супруга и матерь

Подруги и служанки Елизаветы рассказывают нам, что ее паломничество к Богу началось еще в детстве: с самых ранних лет ее игры, мечты, молитвы были обращены к высочайшей цели.

В 1221 году, в возрасте четырнадцати лет, она сочеталась браком с ландграфом Тюрингии Людовиком IV. Людовик и Елизавета росли вместе, как брат и сестра. Обряд венчания был совершен в храме св. Георгия в Эйзенахе.

Вплоть до 1227 года Елизавета была образцовой женой, матерью и ландграфиней Тюрингской, одной из самых знатных женщин империи.

Брачные отношения между супругами не были, как было принято в те времена, омрачены политическим расчетом или соображениями безопасности, но были отмечены подлинной супружеской и взаимной любовью.

Выйдя замуж, Елизавет много времени посвящала молитве, продолжавшейся далеко за полночь, в супружеской спальне. Она знала, что должна полностью посвящать себя Людовику, но слышала и зов «иного супруга»: «Следуй за Мной».

Из любви к двум «суженым» проистекала глубокая радость и полное согласие, а не конфликт внутреннего разделения. Бог был высшей и безусловной ценностью, питавшей все ее чувства: к супругу, к детям, к бедным.

Чудо с розами, о котором повествует легенда, не в полной мере доносит до нас их супружеские отношения. Когда Елизавета неожиданно сталкивается с супругом, пряча в подоле хлеб, ей не было никаких причин прятать свой поступок от мужа. Не было причин и для того, чтобы хлеб превратился в розы. Бог не совершает ненужных чудес.

У Елизаветы было трое детей: Герман, наследник трона, София и Гертруда; последняя родилась уже после смерти отца (1227), погибшего от чумы во время Крестового похода в Святую землю, куда он отправился в знак покаяния. Елизавете же было всего двадцать лет.

Со смертью суверена умирает принцесса, и на свет появляется кающаяся сестра. Биографы спорят, была ли она изгнана из замка Вартбург или ушла оттуда сама. Ответом одиночеству и чувству оставленности стал благодарственный гимн, который она попросила воспеть во францисканской часовне – гимн Te Deum.

Елизавета, сестра Францисканского Ордена покаяния

Елизавета Венгерская – женщина, в которой наиболее подлинно воплощается покаянный дух Франциска. Спорят, была ли она, или нет, францисканкой-терциаркой. Следует уточнить, что во времена Елизаветы термин терциарии еще не использовался. Но уже было много кающихся; многие мужчины и женщины из народа вели покаянный образ жизни, на который указывал святой Франциск и который распространяли его братьями.

Меньшие Братья прибыли в Эйзенах, столицу Тюрингии, в конце 1224 – начале 1225 года. Двор ландграфа, во главе с Людовиком и Елизаветой, проживал тогда в замке Вартбург.

Проповедь меньших братьев среди простых людей, которой они научились от святого Франциска Ассизского, заключалась в призыве жить в покаянии, то есть, оставить мирскую жизнь, практикуя молитву, умерщвление плоти и творя дела милосердия. Такой образ жизни Франциск описывает в своем Послании к кающимся верным.

Брат Ругерий ввел Елизавету, стремившуюся к духовным ценностям, в покаянную жизнь. О ее францисканской жизни неопровержимо свидетельствует следующее:

— Известно, что Елизавета подарила братьям-францисканцам часовню в Эйзенахе.

— Она пряла шерсть для ряс Меньших Братьев.

— Когда была изгнана из замка, одинокая и всеми покинутая, попросила францисканцев петь гимн Te Deum, чтобы возблагодарить Бога.

— В Святую Пятницу, 24 марта 1228 года, возложив руки на обнаженный алтарь, во францисканской часовне публично принесла обеты. В качестве внешнего знака покаяния приняла серую рясу.

— Четыре служанки, расспрошенные во время процесса канонизации, также приняли серую рясу. Эта «дешевая ряса», в которой Елизавета пожелала быть похороненной, означала, что монашеский обет ознаменовал для нее начало новой жизни.

— Больницу в Марбурге (1229) она отдала под покровительство святого Франциска, канонизированного несколькими месяцами ранее.

— Цветтльский аноним (1236) утверждает, что Елизавета «носила серую рясу Меньших Братьев».

Стремление Елизаветы к бедности, к отречению от всего и к жизни подаянием, – разве не этого требовал Франциск от своих последователей?

Свидетельства подкрепляются и другими источниками, подтверждающими покаянную жизнь Елизаветы, такими, как уставы и другие францисканские документы; Memoriale Propositi или древний устав кающихся; аналогии и сходство Елизаветы и Франциска.

Два обета Елизаветы

В биографических источниках мы встречаем упоминание о двух обетах Елизаветы и, следовательно, о двух способах воплощения их в жизнь. Принеся первые обеты, она вступила в Орден покаяния еще при жизни мужа. Вложив свои руки в руки визитатора Конрада Марбургского, она обещала послушание и умеренность. Конрад был проповедником крестового похода, нищим и суровым, возможно – епархиальным священником. Елизавета, с согласия Людовика, выбрала его именно потому, что он жил в бедности. Визитатор необязательно должен был быть францисканцем. Святой Франциск в Уставе, не утвержденном буллой (1221), предписывает: «Ни в коем случае ни одна женщина пусть не принимается никем из братьев в послушание, но, получив духовный совет, пусть совершает свое покаяние, где пожелает» (глава XII).

Вместе с Елизаветой принесли обеты ее три служанки или подруги; они сформировали маленькое сестричество молитвы и аскетической жизни под руководством настоятеля – визитатора Конрада. После смерти супруга Елизаветы они последовали с ней из замка в изгнание в мир бедных. Они стали ее утешением в горькие часы одиночества и оставленности.

Вместе с ней они во второй раз публично принесли обеты в Святую Пятницу 1228 года, сформировав тем самым монашеское сестричество. Служанки Елизаветы вместе с ней приняли серую рясу и посвятили себя миссии распространять милосердие Божье; вместе ели и работали, вместе навещали дома бедных, им она повелевала готовить пищу, которую раздавали неимущим.

Речь шла о подлинно монашеской жизни женщин, принесших обеты, без соблюдения правила строго затвора, занимавшихся социальным служением – служением бедным, отверженным, больным, странникам… Это была форма посвященной жизни в миру.

Но потребовались столетия, чтобы Церковь признала такой образ общинной жизни для женщин вне затвора, и дала каноническое одобрение. В те времена жизнь в монастыре была единственной канонической формой, дозволенной Церковью женским монашеским общинам.

Елизавета, несомненно, умела сочетать два измерения жизни – близость с Богом и активное служение бедным: “Mariam induit, Martham non exuit”, то есть, облеклась в Марию, но не совлекла с себя одеяние Марты.

Сегодня в мире насчитывается около 400 женских конгрегаций Третьего Регулярного ордена и около ста тысяч монахинь, следующих по стопам Елизаветы в деятельной и, одновременно, созерцательной жизни: их можно считать ее наследницами.

Милосердная принцесса и сестра покаяния

Короткая жизнь Елизаветы обогатилась служением, совершавшимся с любовью, радостью и страданиями. Ее безграничная щедрость и близость к отверженным вызвала скандал при дворе Вартбурга; все это плохо вписывалось в привычные рамки. Многие подданные считали ее сумасшедшей. Это стало для нее одним из тяжелейших крестов: распятая между обществом, к которому она принадлежала, и миром тех, кто не знал милосердия.

Еще в то время, когда она, будучи принцессой, обладала немалой властью, в отсутствие мужа Елизавете пришлось столкнуться с чрезвычайными обстоятельствами: тюрингцы страдали от неурожая и голода.

Она, не медля, открыла графские житницы, чтобы помочь нуждающимся. Елизавета сама служила слабым, бедным и больным. Вслед за Франциском взяла на себя заботу о прокаженных, отверженных обществом.

День за днем, час за часом, она, неимущая, жила бок о бок с неимущими и в пучине страдания и окружающей нищеты воплощала собой милосердие Божье. В несчастных Елизавета видела образ Христа (Мф 25,40). Это придавало ей силу победить естественную брезгливость, настолько, что она целовала гноящиеся раны прокаженных.

В своем служении помощи Елизавета руководствовалась не только сердцем, но и разумом. Она знала, что узаконенное милосердие более действенно и долговременно. Еще при жизни супруга она внесла вклад в основание больниц в Эйзенахе и Готе. Позже основала госпиталь в Марбурге, ее любимое детище, появившееся на свет, когда она уже стала вдовой. Чтобы заботиться об этих учреждениях, вместе со своими подругами и служанками она основала монашеское сестричество.

Елизавета трудилась своими руками: в кухне, готовя еду; прислуживая неимущим больным; мыла посуду и не слушала служанок, когда они хотели ей запретить это. Она научилась прясть пряжу и шить одежду для бедных и для того, чтобы зарабатывать на хлеб.

Елизавета – созерцательница и святая

Елизавета обнимает распятиеСвятость предстает в истории Церкви как безумие – безумие креста. И святость Елизаветы была сияющим безумием. В ее жизни особым светом просияла добродетель милосердия. Ее жизнь – песнь любви, песнь служения и самоотречения, начатая ради того, чтобы сеять благое.

Она предлагает просто жить по Евангелию, «без толкований», как сказал бы Франциск, – во всех аспектах, духовном и материальном. Она не оставила писаний, но многочисленные превратности ее жизни можно понять лишь буквально приняв Евангелие. Она воплотила в реальность образ жизни, предлагаемый Иисусом в Евангелии:

— Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее (см. Лк 17,33; Мк 8,35).

— Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мк 8,34).

— если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим,.. и приходи и следуй за Мною (Мф 19,21).

— Кто любит отца, мать, сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня (ср. Мф 10,37).

Сияние духовной силы Елизаветы проистекало из ее отношений с Богом. Ее молитва была настойчивой, длительной, порой переходила в экстаз. Постоянное чувство присутствия Господа было источником ее силы, радости и сострадания к бедным. Но также питала ее веру и молитву встреча с Иисусом Христом в бедных.

Ее странствие к Богу отмечено решительными поступками внутреннего отречения вплоть до полного самоотречения, подобного уничижению Христа на кресте. К концу жизни у нее не осталось ничего, кроме дешевой покаянной серой рясы, которую она распорядилась хранить как знак, в ней же она была похоронена.

Елизавета излучала радость и умиротворение. В глубине ее души царил мир. Она действительно жила в совершенной радости, которой учил Франциск – в искушениях, в одиночестве и скорби. «Мы должны сделать людей счастливыми», – говорила она своим служанкам-сестрам.

Заключение

Елизавета промелькнула в этой жизни, словно яркая комета и предвестница надежды. Она зажгла свет в бесчисленных душах. Принесла радость скорбящим сердцам. Не счесть осушенные слезы, перевязанные раны, сердца, в которых она сумела вновь пробудить любовь.

Ее святость была совершенно новой, исполненной оттенками и выдающимися добродетелями. Благодаря Елизавете, славы алтарей сподобились не только мученики и девы, но и жены, матери, вдовы.

Елизавета прошла путь христианской любви в миру как супруга и матерь. Но после повторного принесения обетов, она стала женой, полностью посвященной Богу на благо утешения страждущего человечества.

Третий орден святого Франциска, – как Регулярный, так и Орден мирян, – предлагают оживить память своей святой небесной покровительницы, отмечая восемьсот лет со дня ее рождения, и предлагают вам увидеть в ней светоч и образец евангельского усердия. Францисканская семья прославляет первую женщину, стяжавшую святость последовав за Христом по «образу жизни», указанному Франциском.

Мы празднуем память ее рождения, вспоминая ее исключительную личность и сострадание, надеясь, что через знакомство с ней и восхищение мы станем орудиями мира и хоть немного научимся умащивать бальзамом раны отверженных нашего времени, сделать более человечным нашу среду и осушить чьи-то слезы. Будем же сеять сердечное добро там, где не хватает милости Отца. Да воодушевит усердие Елизаветы и наше соучастие. Пусть пример Елизаветы и ее заступничество освещают наш путь к Отцу, Источнику всякой милости: Благу, всякому Благу, высшему Благу; покою и радости.

Рим, 17 ноября 2006
Праздник св. Елизаветы

Источник

Advertisements

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s