Поминовение всех усопших верных

Duccio_DiscesaAlLimbo

Кликнуть для увеличения

Апостольский Символ Веры, который читается верующими христианами очень часто, даже ежедневно, заканчивается так: «верую… в общение святых, прощение грехов, воскресение плоти и жизнь вечную. Аминь». Церковь здесь на земле – это лишь видимая, меньшая ее часть, и называется она «страждущая» или «борющаяся». Мы находимся в пути к Богу и в этом нашем путешествии, в этой земной жизни, мы постоянно находимся в борьбе со злом вокруг нас и в самих нас. Те из верующих, которые уже достигли Бога, которые созерцают Его лицом к лицу, составляют торжествующую Церковь, и блеск и слава этой Церкви несравненно больше той, что на земле. И, наконец, есть души, ушедшие из этой жизни в вере во Христа, примирившись с Ним, но еще нуждающиеся в полном очищении, ибо ничто нечистое не может войти в Царство Небесное. Это – страдающая Церковь, ибо души проходят очищение через страдания.

Все члены Церкви Христовой: странствующей, торжествующей и страдающей называются в Символе Веры «святыми» в том смысле, что они уверовали во Христа и имеют общение между собой и Богом: «верую… в общение святых». Из этого общения исключены только отверженные Богом. Это означает, что мы не только можем обращаться в молитве к святым, в первую очередь к Пресвятой Деве Марии, к апостолам, мученикам и другим, но мы можем молиться и о наших усопших, мы можем заступиться за них перед Богом. Более того, души в чистилище могут возносить свои молитвы за нас, ведь они уже в вечности, они ближе к трону Господнему.

Отмечая праздник Всех Святых, мы пробовали заглянуть через завесу, через ту пропасть, что отделяет нас от небожителей, и увидеть нашу вечную Родину, к которой мы стремимся. Сегодня мы спустимся в глубины чистилища, где страдающая Церковь ждет нашей помощи, ждет избавления от страданий и скорого соединения с Богом.

Что же такое чистилище? Чистилище – это такое состояние души, когда она переживает возвышающую радость, смешанную, вместе с тем, с гнетущим страданием. С одной стороны, это радость, подобная той, которую больной переживает при постепенном выздоровлении, как прокаженный, наблюдающий заживание своих язв, исчезновение опухолей и обновление кожи, возрождающейся к новой жизни… Это радость невесты, приближающейся к решительной встрече с женихом, который даст ей ничем не омраченное счастье, – радость человека, который знает, что ему предстоит встреча с его Богом, и видит, как препятствия, еще мешающие восхождению к Нему, исчезают одно за другим. Это радость уже быть любимым навеки и об этом знать. Но, тем не менее, больной еще продолжает страдать, он еще лежит неподвижно по своей вине и жаждет выздоровления, которое кажется ему слишком медленным. Таково страдание женщины, рождающей на свет ребенка, – она знает, что должна пройти через это испытание, чтобы познать радость материнства. Вот лучший способ представить себе, что такое чистилище. Но только те души, которые любят Бога, способны понять, как радость и страдание сочетаются в этом состоянии ожидания неба и как они взаимно друг друга порождают.

Вдаваться в дальнейшие подробности насчет чистилища невозможно. Несомненно, что такое состояние существует, но точный характер этого очистительного этапа от нас ускользает по той простой причине, что мы не можем ясно представить себе потустороннею жизнь. По мнению учителей Церкви, эти страдания душ в чистилище очень велики… Могут ли живые сделать что-нибудь для умерших?

Мы можем на земле облегчать состояние душ наших скончавшихся близких и сократить длительность их очищения, ибо великий закон солидарности, связывающих все создания между собой, действует не только в области греха, но и в области спасения. Присоединяясь к благодати Христовой, наши молитвы и жертвы приносят умершим весьма значительную помощь и, вместе с тем, представляют собою для нас единственный способ загладить все то, в чем мы могли провиниться перед ними за время их жизни. Поэтому Церковь молится за души умерших и призывает верующих служить за них заупокойные литургии и панихиды. Святая Моника, мать святого Августина, перед смертью говорила: «Не беспокойтесь о моем теле, где его похоронить, но об одном прошу вас: помните обо мне у алтаря Господнего». И нас сегодня пусть охватит эта живая вера в вечную жизнь, пусть охватит нас горячее желание прийти на помощь нашим умершим родным и близким, всем душам в чистилище, которые нуждаются в нашей помощи. «Вечный покой даруй им, Господи…». Аминь.

+ Епископ Иосиф Верт, источник

Advertisements

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s