Ныне пришло спасение дому сему

Проповедь на Евангелие Лк 19, 1-10

В то время: Иисус вошёл в Иерихон и проходил через него. И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он; но не мог за народом, потому что мал был ростом. И, забежав вперёд, влез на смоковницу, чтобы увидеть Его; потому что Ему надлежало проходить мимо неё. Иисус, когда пришёл на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее; ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И он поспешно сошёл и принял Его с радостью. И все, видя то, начали роптать и говорили, что Он зашёл к грешному человеку. Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама; ибо Сын Человеческий пришёл взыскать и спасти погибшее. (Лк 19, 1-10)

Дорогие братья и сестры!

В представлении народа Израилева мытари и люди, сотрудничающие с римскими оккупантами, считались изгнанными. Они жили в обществе Израилевом, но никто не хотел иметь с ними дела. Мытари собирали налоги и пошлины, не забывая при этом наполнять собственные карманы. За что были презираемы в народе и считались грешниками. Жили они неплохо, Закхей был «человек богатый», как сообщает нам Евангелие. Но при этом не могли участвовать в общественной и, тем более, религиозной жизни народа Израилева. В синагогу им было нельзя идти, молиться со всеми нельзя. Они были некими изгоями.

Тот человек, о котором мы слышали в Евангелии, был не просто мытарь и грешник, отторгнутый обществом. Он был начальник мытарей. Мало того, что «человек богатый», что на языке Евангелия уже подозрительно. Но быть начальником мытарей! Ну, представьте, начальник бесов — дьявол, начальник мытарей — где-то на том же уровне. Человек, которого никто не любит. Закхей не имел ничего общего с народом Израилевым. Даже прикосновение к нему означало осквернение. Думаю, сегодня вряд ли можно найти конкретного человека, которого можно было бы уподобить этому персонажу из Евангелия.

Кроме всего прочего, Закхей был еще и малого роста, что не позволяло видеть ему Иисуса за народом. Но он хитрый человек, залез на смоковницу, под которой Иисус должен был проходить. А Иисус делает что-то удивительное — «взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее; ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме». И следом евангелист пишет, что «все, видя то, начали роптать». Все. И ученики, и те, которые уже какое-то время шли с Иисусом. Все начали роптать. Почему, Тот, которого мы знаем, как Учителя, Который силой Божьей может исцелять и творить чудеса, поддается опасности оскверниться от этого грешного человека, почему Он входит к нему в дом? А Иисус не отвечает им. Сам Закхей, то, что с ним происходит, становится ответом на этот вопрос.

Мы не знаем, что Иисус делал в этом доме. Евангелист не пишет о том, что Иисус совершил какой-то обряд, возлагал руки, произносил молитву или проповедь, призывал к чему-то. Лишь присутствие Иисуса. Как-будто одного только нахождения Иисуса в доме достаточно для того, чтобы человек, который признан абсолютным грешником, может пережить полное обращение. Сам Закхей говорит, причем, публично: «половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо». Попробуйте себе представить, что это значит, половину имения отдать нищим, и, если кого чем обидел, воздать вчетверо. И это только внешние признаки внутреннего обращения. Иисус подтверждает это обращение словами: «ныне пришло спасение дому сему». Человек обратился и открыл вновь путь к спасению.

«Ныне пришло спасение дому сему», вот это маленькое слово «ныне» очень важно. Не часто мы в Евангелии читаем это слово и всегда в таких очень сжатых моментах. Например, если вспоминаем Иисуса на кресте, как Он говорит раскаявшемуся разбойнику: «ныне же будешь со Мною в раю». Есть и другие места в Евангелии, где Иисус говорит это слово. И всегда в этом слове для конкретного человека совершается что-то необыкновенное. «Ныне пришло спасение дому сему». Дай Бог, чтоб в жизни каждого из нас было такое время, про которое можно было бы сказать, что «именно тогда я особо чувствовал близость Божью, пережил внутреннее обращение и чувствовал силу Божью во мне». Дай Бог, чтобы и нам Иисус мог сказать «ныне пришло спасение тебе». Дай Бог, чтобы мы могли бы пережить такое обращение, потому что мы все в этом нуждаемся.

В Евангелии как-будто все ясно. И нам иногда кажется, что все понятно разделено. И в обществе, и в Церкви есть грешники, с которыми мы не хотим иметь ничего общего, и есть «святые, белые и пушистые», которые ходят в церковь и молятся, к ним мы держимся поближе. На самом деле это не так. Мы знаем, что скорее всего, мы определяем себя где-то посередине. Не совсем святые,но и не совсем грешники. При всем этом нельзя забывать, что мы призваны к святости. Даже если у нас есть определенные недостатки, мешающие полностью быть на стороне святых. Нельзя забывать, что все мы призваны к святости. Потому, что в переносном смысле используя слова Евангелия, «все мы дети Авраама». Мы все призваны к святости и призваны совершить обращение в своей жизни.

Таким образом, человек стремящийся к святости, может проверять себя. Себя проверять, не других. Например, каждый вечер человек совершает испытание совести и смотрит, насколько он стал лучше, чем был вчера, неделю назад, год назад… Каждый день мы призваны стремиться к святости. Один раз совершить обращение недостаточно. И для Закхея недостаточно единожды пережить обращение. Это хорошее начало, но это только первый шаг. Путь к спасению может быть длинным. Мы призваны проходить его каждый день. Каждую минуту мы стоим перед выбором, жить по заповедям Божьим или жить по своей воле.

Иногда у нас случаются такие моменты, что мы как-то особо переживаем силу Божью в нашей жизни. Иногда бывает, выйдя с богослужения или какого-то церковного собрания, мы чувствуем подъем. Но знаем, что бывают дни, когда все наоборот. Мы бываем настолько связаны заботами, что и не помним о том, что Бог рядом с нами. Мы будто отдаляемся от Бога, а все, что мы когда-то приобрели в духовном смысле, будто рассыпается. Но наше призвание никогда не отменяется. Наше «домашнее задание» всегда в действии. Стремление к святости — то, к чему Иисус нас призывает. И время от времени Он дает нам знать, что Он рядом с нами. Например, во время воскресной Литургии, где мы собираемся вокруг алтаря. Иисус в Евангелии, в Таинстве дает знаки Своей близости. Он хочет поддерживать нас на нашем пути спасения. Он ищет возможности нас поддерживать. Это один из таких моментов, в котором каждый из нас может ощутить «ныне пришел кусочек спасения и ко мне».

Но этот «кусочек» нельзя упаковать и спрятать. Если мы не используем спасение, которое нам дано, оно пропадет. Если мы не используем благодать, которую мы принимаем в молитве, слушая Слово Божье или через Таинства, она пропадет. «Домашнее задание» остается прежним: вспомнить свое призвание к святости и действовать согласно этому призванию.

Аминь.

Реклама