Боже! будь милостив ко мне грешнику!

Проповедь на Евангелие Лк 18, 9-14

В то время: Сказал Иисус к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу: два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь. Пощусь два раза в неделю; даю десятую часть из всего, что приобретаю». Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!» Сказываю вам, что сей пошёл оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится. (Лк 18, 9-14)

Отец Григорий Федосеев

Отец Григорий Федосеев

Дорогие братья и сестры!

Слово, которое прозвучало сейчас, очень близко нам здесь собравшимся. Потому что мы тоже пришли в храм помолиться. Но мы сейчас не будем выяснять, не буду просить поднять руку, кто «мытарь», а кто «фарисей». Важно раскрыть свое сердце, чтобы постараться понять, что происходит, когда мы приходим в храм для того, чтобы помолиться. С каким сердцем мы приходим, с каким намерением. Какими глазами смотрим друг на друга, обращаясь при этом к Богу. И если задумаемся об этом, то, быть может, тогда поймем, почему, как нам кажется, молитвы наши Господь не слышит.

Говоря о молитве, стоит вспомнить самое начало, азы. Есть, своего рода, иерархия в молитве. То есть, не все молитвы одинаковы. Есть молитва, которая лучше, а есть самая лучшая. И начнем с самого низа — просьба, прошение. Когда мы у Бога о чем-то просим. Эта молитва хорошая. Когда человек начинает просить, это уже хороший знак, потому что в просьбе присутствует знак смирения. Гордый человек не может просить. Гордый человек может только требовать. Или молчать и ждать, что другие сделают то, чего он хочет. Для того, чтобы начать просить, нужно признать, что у меня этого нет. И есть кто-то, кто может мне это дать. Есть кто-то, кто может оказать мне милость и дать. То есть, в просьбе я преклоняюсь перед тем, у кого прошу. То есть, просьба, это хорошо.

Но просьбы недостаточно. Потому что, если мы только просим, то что происходит в нашей жизни? Несмотря на то, что в просьбе есть признак смирения, тем не менее, в просьбе человек на первое место ставит, к сожалению, себя. Мне нужно, и поэтому я прошу. А когда не нужно, то и не прошу. А значит, тогда и не обращаюсь к тому, который может дать. В данном случае, к Богу. К сожалению, многие люди живут в соответствии со старой пословицей «гром не грянет — мужик не перекрестится». То есть, про Бога вспоминаем только тогда, когда нам что-то нужно. Обращаемся к Нему, как к некой машине или автомату, в который бросил монетку и получил стакан чая, кофе или пирожное. Просьба это хорошо, но ее недостаточно.

Вслед за просьбой, мы это прекрасно понимаем, должна идти благодарность. Все это знают, особенно родители. По крайней мере, я очень надеюсь, что родители, если видят, как их маленький ребенок, дочь или сын, подбежал к родственнику или другу семьи, который пришел в гости, принес шоколадку; если увидели, как он взял эту шоколадку с радостными глазами и побежал в другую комнату есть, ничего не сказав тому, кто дал, нормальные родители его вернут и скажут: «Слушай! Ну, что нужно сказать дяде?». И он тогда на них посмотрит и вспомнит: «А! Спасибо». То есть, нужно поблагодарить. Это естественно и для маленького ребенка и для взрослого. Если получил какой-то дар, нужно поблагодарить. Это второй уровень молитвы — благодарение, благодарность.

Но в благодарности тоже присутствует некая корысть. Потому, что по опыту своему знаю, и думаю, что многие тоже знают, если я буду неблагодарным, то люди перестанут со мной обращаться хорошо. Я раз не поблагодарю, два не поблагодарю, три не поблагодарю и мне перестанут оказывать милости, любезности и так далее. Сам знаю, для меня полезнее благодарить. Тогда у меня есть надежда, что и дальше со мной будут поступать хорошо и давать мне взаймы, оказывать помощь… Но отсюда видим, что эта молитва лучше, чем просьба, но ее тоже еще недостаточно.

Высшая степень молитвы — прославление. Когда мы Бога прославляем просто за то, что Он есть, а не не потому, что Он нам что-то дает. Она бескорыстна. Эта молитва помогает нам проявить свою любовь, любовь по-настоящему. Не как некую зарплату или не как некую торговлю «ты мне — я тебе», а бескорыстно. И не случайно в одном из псалмов написано «радость пред Господом — подкрепление для вас». И действительно, радость пред Господом — это лучшее, что может утешить нас, лучшее, что может нам помочь. Но к этому нужно стремиться, стараться это делать.

Сейчас не буду говорить о молитве медитации, созерцании. Но я об этом сейчас говорил для того, чтобы увидеть, как Иисус иногда любит шокировать тех, кто Его слушает. Мы увидели и познали, что благодарение, это очень важная форма молитвы. Даже самое главное Таинство, названное этим словом — Евхаристия. Я надеюсь, большинство присутствующих слышали уже это слово. Евхаристия в переводе с греческого означает «благодарение». Значит, очень важно благодарить.

Но если посмотрим на Евангелие, то что-то странное тут звучит. Фарисей пришел в храм, чтобы помолиться, и как он начал свою молитву? Он начал: «Боже! благодарю Тебя…» и начинает перечислять за что: за то, что он не грабитель, не обидчик, не прелюбодей. То есть, он хорошее дело совершает, этот фарисей. В молитве благодарения он показывает и признает, что не его заслуга в том, что он совершает добрые и не совершает злых дел. И хорошее дело делает.

Но если смотрим на притчу в целом, видно, что Иисус его осуждает, обвиняет его. Вопрос, почему? Потому, что несмотря на то, что это фарисей старается жить в соответствии с заповедями Божьими, он позволил в сердце свое войти гордыне. Он начал осуждать своего ближнего, этого мытаря, который стоял вдалеке и только просил: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!». Он осуждает другого человека и таким образом разрушает все добрые дела, которые сотворил в своей жизни.

И на это очень важно нам было бы сегодня обратить внимание. Какими бы хорошими мы ни были, то есть, насколько бы много хороших дел не совершали, если мы позволим в сердце свое войти гордыни, начнем осуждать ближнего, а если еще и начнем говорить об этом друг другу, то есть, распространять разные сплетни, мы тем самым перечеркиваем все добрые дела, которые делаем, мы их как бы отравляем. Мы добавляем ложку дегтя в бочку меда и в итоге портим все.

И для того, чтобы молитва наша была с каждым днем все более совершенной, а значит, чтобы мы все более и более приближались к Богу, основным и главным условием для этого является смирение. Без которого все остальное теряет смысл. Без смирения невозможна настоящая любовь. Без смирения невозможно исполнение Божьих заповедей. Без смирения невозможна встреча с Богом. Можно так задуматься сейчас, интересно сколько добрых дел своих я уничтожил своей гордыней, своим осуждением ближнего?

А смирению помогает что? Смирению помогает открытый взгляд на себя. Если я считаю, что я очень хороший и у меня нет грехов — пора начать оплакивать себя. Потому, что Слово Божие свидетельствует: «все согрешили и лишены славы Божией». Опять же, Дух Святой через апостола Иоанна свидетельствует: «если кто говорит, что не имеет греха, тот лжец и нет в нем истины». И поэтому, если не видишь греха в своей жизни — помолись Богу. Скажи: «Господи, даруй мне Духа Твоего Святого, чтобы Он открыл глаза мои, чтобы я увидел свои грехи!». И увидишь, увидишь.

Важно будет не то, большие они или маленькие, важно будет то, что они есть. И, увидев свой грех, ты станешь лучше относиться к своему ближнему. Почему? Потому, что ты увидишь, что сам далек от совершенства. И тогда какое основание у тебя есть для того, чтобы возвышаться над другим. У каждого свои проблемы, свои трудности в жизни, своя история, свой опыт. Каждый борется, как может. Я надеюсь. И поэтому, мы как бы на разных уровнях духовного развития находимся. Но очень важно не забывать о том, что я тоже перед Богом в неоплатном долгу. Помня об этом, совершая эту молитву «Господи! будь милостив ко мне грешнику!», мы тем самым пребываем в истине и обретаем смирение. А если будем укрепляться и утверждаться в смирении, тогда у нас будет меньше шансов с помощью гордыни испортить те добрые дела, которые мы совершаем.

Да поможет нам Господь всегда ясно видеть себя. Ясно видеть себя для того, чтобы быть рядом с Ним. Для того, чтобы через эту ясность мы обретали мир в сердцах наших. И для того, чтобы этот мир сиял на тех, кто живет рядом с нами. На наших родственниках, на наших знакомых и друзьях, на наших сослуживцах и тех, с кем вместе учимся. Это очень важно. Если не будем следить за собою, тогда свидетельство наше превратится в антисвидетельство. Люди будут смотреть на нас и думать: «ну, если этот человек такой гордый, если он распространяет такие сплетни, интересно, какому же богу он молится?». И будут думать: «мы не хотим такого бога».

А наш Бог показал вершину смирения и любви — Крест. Там мы можем учиться многому. Особенно, когда тяжело, особенно, если есть рядом кто-то, кто раздражает. Что делать? Смотри на Крест. Как Господь протянул руки Свои, уже окровавленные, пробитые гвоздями, и как Он молился: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают». К этому и нас призывает. Если мы не будем следовать Его примеру, тогда в наших сердцах всегда гордыня будет раздирать нас на две части, или даже на множество частей. В нас не будет мира. Мы будем превращаться в «фарисеев», которые только возвышают себя, хвалятся своими достижениями, забывают Бога. И на самом деле, идут дорогой в ад. Хотя внешне выглядят благочестивыми. Будем же просить Господа о том, чтобы мы пребывали всегда в истине, чтобы не потеряли из вида этот путь в Его Царство вечного спасения. Путь, имя которому — любовь и прощение.

Аминь.

Реклама