Был также некоторый нищий, именем Лазарь

Проповедь на Евангелие Лк 16, 19-31

В то время: Иисус сказал фарисеям: Некоторый человек был богат; одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях; и желал напитаться крошками, падающими со стола богача; и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий, и отнесён был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама, и Лазаря на лоне его. И, возопив, сказал: «отче Аврааме! умилосердись надо мною, и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой; ибо я мучаюсь в пламени сем». Но Авраам сказал: «чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твоё в жизни твоей, а Лазарь злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь. И сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят». Тогда сказал он: «так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего; ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения». Авраам сказал ему: «у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их». Он же сказал: «нет, отче Аврааме; но, если кто из мёртвых придёт к ним, покаются». Тогда Авраам сказал ему: «если Моисея и пророков не слушают, то, если бы кто из мёртвых воскрес, не поверят». (Лк 16, 19-31)

Дорогие братья и сестры!

Опять Церковь предлагает нам некое Евангелие об экономике. Интересно, что Иисус не встает на сторону кого-то из персонажей притчи. Он не осуждает никого, Он не хвалит никого. И все таки становится понятно, на чьей стороне Он стоит.

Почему это становится ясно? Не потому, что мы и так знаем, что Иисус всегда на стороне бедных. Не потому, что мы и так знаем, что Иисус на стороне тех, кто страдает. Мы это узнаем, например, из того, что про богача, кроме того, что он богат и в чем был одет на своем блистательном пиршестве, ничего не сказано. В конце еще слышим, что у него пять братьев. Но и это особо не спасает картину. А о бедном человеке мы даже знаем имя.

В традиции народа Израиля, если у человека есть имя, значит он уже не никто. А о богаче мы ничего не знаем. Как его звали, какое у него семейство… ничего. И он для нас никто. А на бедного человека Бог обращает внимание. И знает даже имя. Он знает о нем все.

В Писании есть слова «Я искупил тебя, назвал тебя по имени твоему; ты Мой» (Ис 43:1-7). Я знаю твое имя — ты мне важен. Если ты мне не важен, зачем мне вспоминать, как тебя зовут. Иисус в притче находит имя для бедного, а богач остается безымянным.

В чем состоит вина богатого человека? Почему он страдает? Авраам только говорит: «ты получил уже доброе твоё в жизни твоей, а Лазарь злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь». Неужели из-за того, что человек рожден в богатой семье, он уже виновен? Не может быть такого. Неужели человек из-за того, что он старается работать, зарабатывает честным образом, он становится виновным? Не может такого быть.

Но дальше мы можем понять, почему Авраам его считает виновным, почему он достоин страдания. Потому, что богач говорит: «пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой; ибо я мучаюсь в пламени сем». Богач знает этого человека. Значит, он и при жизни знал этого человека.

И в этом есть вина богача, из-за которой он сейчас страдает. Богач не просит послать к нему кого-угодно, он просит послать именно Лазаря. Сам богач знает имя этого человека. Это значит, он знает судьбу этого человека, он знает в каком положении тот находился, что он лежал у него перед дверями в струпьях, и собаки лизали раны его. И в этом вина богатого человека. Почему он страдает? Потому, что зная о страданиях другого человека, он ничего не сделал для того, чтобы ему помочь. Тот хотел бы питаться крошками, которые падали со стола, но никто не дал ему. Вот вина богача.

Иисус, как свидетельствует евангелист, рассказывал эту притчу фарисеям. Людям, которые были убеждены, что они тщательно исполняют заповеди и Закон Божий, и поэтому нет лучше их. Иисус рассказывает им эту притчу, указывая на то, чего не хватает. Он никогда не говорил им «Бросьте ваше дело! Не надо слушать заповеди! Не надо соблюдать их! Не надо соблюдать Закон!». Но Он очень часто говорит людям, что нельзя забывать о том, что важнее всего. Чтобы вы не делали. А важнее всего, чтобы мы внимательно относились к тем, кто нас окружает. Это не зависит от того, какое у меня имение, сколько у меня богатства.

Многие люди думают примерно так: «Ну, я же не богатый человек. Я же относительно бедный. У меня пенсия низкая. Я особо не зарабатываю. Я вообще ничего не получаю, я еще в школе учусь». С другой стороны, мы знаем, как много людей живет намного хуже нас. То, что у нас течет вода из крана, это особая привилегия. Каков процент населения планеты не имеет достаточно питьевой воды, чтобы приготовить пищу? Сколько людей, в Африке например, ходит несколько километров, чтобы принести себе воду? То есть, если мы начинаем сравнивать, кто более богат, а кто более беден, мы начинаем крутиться вокруг себя. Всегда мы найдем людей, у которых машина «покруче», квартира побольше, кошелек потолще. И всегда найдем людей, которые живут намного хуже нас.

Но все эти размышления нам не помогут. Если мы не слушаем слово Евангелия, если не обратим внимания на тех людей, которые живут рядом с нами и нуждаются в нашей помощи. Скорее всего, помощь, в которой нуждаются люди вокруг нас, не выглядит так, как это часто описывается в Евангелии. Наверное, перед нашими дверями не лежит человек, который хотел бы питаться крошками с нашего стола. Но это не снимает с нас обязанности обращать внимания на тех людей, которые живут рядом с нами.

Очень важно для нас смотреть влево и вправо — кому бы мы могли оказать помощь. Для того, чтобы не мы попали в это место мучения, где пребывает богач из притчи. Нам не мало дано. Не только Моисей и пророки. Нам Сам Иисус Христос говорит. Который не хочет, чтобы мы страдали. Который призывает нас к Себе. Но, Который дает нам путь через другого человека. Путь не по прямой и не в единоборстве «я могу добиться спасения у Бога». Иисус очень ясно говорит, путь на небо ведет через другого человека, через ближнего, который нуждается в нашей помощи. Это может быть молитва, доброе слово, физическая помощь, которую я могу уделить. Очень по-разному это может быть.

Иногда стоит посоветоваться, иногда стоит делиться друг с другом, как это получается у других. Чтобы мы могли расти в наших стараниях помочь другим. Главное, чтобы в нас было это стремление. Стремление узнать, в чем другие нуждаются, стремление помочь этим людям.

Аминь.

Реклама