Не можете служить Богу и маммоне

Проповедь на Евангелие Лк 16, 1-13

В то время: Иисус сказал ученикам Своим: Один человек был богат и имел управителя, на которого донесено было ему, что расточает имение его. И, призвав его, сказал ему: «что это я слышу о тебе? дай отчёт в управлении твоём: ибо ты не можешь более управлять». Тогда управитель сказал сам в себе: «что мне делать? господин мой отнимает у меня управление домом: копать не могу, просить стыжусь. Знаю, что сделать, чтобы приняли меня в домы свои, когда отставлен буду от управления домом». И, призвав должников господина своего, каждого порознь, сказал первому: «сколько ты должен господину моему?» Он сказал: «сто мер масла». И сказал ему: «возьми твою расписку, и садись скорее, напиши: пятьдесят». Потом другому сказал: «а ты сколько должен?» Он отвечал: «сто мер пшеницы». И сказал ему: «возьми твою расписку и напиши: восемьдесят». И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своём роде. И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители. Верный в малом и во многом верен; а неверный в малом неверен и во многом. Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное? И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше? Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне. (Лк 16, 1-13)

Дорогие братья и сестры!

Сегодняшнее Евангелие делится на две части. Первая — притча о неверном управителе, вторая — о невозможности служить одновременно Богу и маммоне. Маммона — это деньги, материальные ценности вообще. Иисус не видит возможности одновременно и служить Богу, и заботиться о богатстве.

Но вернемся пока к притче о неверном управителе. Господин хвалит неверного управителя. Не за то, что тот продолжал расточать имение. А за то, что он поступил догадливо, что он думал о будущем. Лишь об этом идет речь. Иисус хочет нам сказать, что всегда нужно иметь в виду, что будет после. Чтобы мы ни делали. Речь не идет о краткосрочных делах. Речь идет о том, что будет в конце нашей жизни. Все, что мы совершаем в земной жизни имеет значение для того, что с нами будет после.

В притче господин похвалил управителя неверного за то, что тот думал о том, что будет после того, как он будет отстранен от управления домом. Иисус хочет сказать и нам, чтобы мы тоже имели в виду, что будет с нами, когда мы будем «отстранены от управления домом», когда мы оставим наше тело. Душа призвана быть у Бога. В жизни вечной.

Иисус не сосредоточен на том, что будет потом. Он не говорит: «с тобой будет так, с тобой будет так, с тобой будет так…». Но Он призывает нас смотреть на наши повседневные дела и соизмерять их с тем, к чему мы призваны. При всем этом, Иисус воздвигает новые социальные правила, новую справедливость, новую систему отношений. Он говорит, смотрите, что происходит вокруг вас. Ведь быть богатым, это не порок, а быть бедным — еще не благодетель.

Проблема в том, что некоторые люди ищут только богатства. Вне зависимости от того, насколько они богаты или бедны. Эти люди все свои силы направляют только на то, чтобы приобрести, сохранить и приумножить богатство. А есть люди, которым это не то, что неважно или они относятся к этому легкомысленно, но которые понимают, что Бог важнее.

В жизни каждого из нас наступает момент, когда все наше богатство, сколько бы его не было, перестает играть какую бы то ни было роль. Наступает день, когда мы должны оставлять все, что мы имеем. Есть такая немецкая поговорка «Последняя рубашка карманов не имеет». Ничего из этого мира в мир иной мы не можем перетащить. Только то, что у нас «лежит на счете» на Небе. А как туда набирать проценты мы знаем.

В начале Святой Мессы мы молились, чтобы Бог дал нам благодать усовершенствоваться в любви к Богу и ближнему. Любить Бога и любить ближнего — вот способы, как мы можем собирать имущество на Небесах. И не то что имение, а сокровище, как говорит Иисус в другом месте Евангелия. Это те наши земные дела, которые отвечают двум критериям — любви к Богу и любви к ближнему.

Таким же образом мы можем потерять свое сокровище на Небесах. Если мы поступаем против любви к Богу и против любви к ближнему. Мы как будто отделяемся от благодати Божией. Не потому, что Бог хочет нас наказывать. Но потому, что мы сами своими грехами отделяемся от Бога.

Иисус нас призывает смотреть трезвым взглядом на свою жизнь. Не важно, как мы себя определяем — богатыми или бедными. Все это очень относительно. Всегда найдем и богаче себя, и беднее. Вторых всегда намного больше.

Говорят «счастье не в деньгах». Если посмотреть на людей, которые выиграли крупную сумму в лотерею, то больше половины из них потратили этот выигрыш без толку и остались с чем были. А то и хуже. Многие из них говорят, что лучше бы и не выигрывали совсем. Очевидно человеку с богатством нелегко.

Возможно, вы сейчас думаете, что если бы немного было, то как-нибудь справились бы. Всегда помните о том, что говорит Иисус: «Не можете служить Богу и маммоне». Если мы призваны Богом любить Бога и любить ближнего, если мы стараемся таким образом собирать себе сокровище на Небесах, тогда мы должны искать, каким справедливым образом мы можем использовать то, что мы имеем здесь на земле. Конечно, последний «расчет» будет в конце нашей жизни.

И еще один очень важный момент. Иисус указывает на то, что другие примут нас в вечные обители. То есть, мы не можем, как единоборец, добиться для себя Царствия Божьего. Мы не можем себе приобретать это Царствие Божье. Другие будут нас принимать на Небо. Другие нас принимают в вечные обители. Опять указание на то, что, как мы здесь относимся к ближним, таким образом нас и будут принимать на Небо.

Аминь.

Advertisements