Приближались к Иисусу все мытари и грешники — слушать Его

Проповедь на Евангелие Лк 15, 1-32

В то время: Приближались к Иисусу все мытари и грешники — слушать Его. Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними. Но Он сказал им следующую притчу: кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдёт за пропавшею, пока не найдёт её? А найдя, возьмёт её на плечи свои с радостью; и, придя домой, созовёт друзей и соседей, и скажет им: «порадуйтесь со мною; я нашёл мою пропавшую овцу». Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии. Или какая женщина, имея десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжёт свечи и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдёт? А найдя, созовёт подруг и соседок, и скажет: «порадуйтесь со мною: я нашла потерянную драхму». Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся. Ещё сказал: у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: «отче! дай мне следующую мне часть имения». И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошёл в дальнюю сторону и там расточил имение своё, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться. И пошёл, пристал к одному из жителей страны той; а тот послал его на поля свои пасти свиней. И он рад был наполнить чрево своё рожками, которые ели свиньи; но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: «сколько наёмников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода! Встану, пойду к отцу моему, и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наёмников твоих». Встал и пошёл к отцу своему. И когда он был ещё далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею, и целовал его. Сын же сказал ему: «отче! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим». А отец сказал рабам своим: «принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги. И приведите откормленного телёнка, и заколите; станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мёртв, и ожил; пропадал, и нашёлся». И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и, возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование. И, призвав одного из слуг, спросил: «что это такое?» Он сказал ему: «брат твой пришёл; и отец твой заколол откормленного телёнка, потому что принял его здоровым». Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: «вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего; но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими. А когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришёл, ты заколол для него откормленного телёнка». Он же сказал ему: «сын мой! ты всегда со мною, и всё моё твоё. А о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мёртв, и ожил; пропадал, и нашёлся». (Лк 15, 1-32)

(Проповедь читает отец Маркус Новотны)

Дорогие братья и сестры!

Три притчи говорит Иисус фарисеям, ученикам, всем, кто Его слушает. Фарисеи роптали, что Иисус слишком много времени проводит с грешниками, с мытарями. И слишком мало времени проводит с фарисеями. То есть, с людьми набожными, праведными. И как раз к ним Иисус обращает эти притчи.

Полностью переложить тогдашнюю ситуацию на сегодняшние дни, наверное, невозможно. Но все-таки, время от времени и мы можем начать поступать, как эти фарисеи. Есть такая опасность. Мы считаем себя неплохими, и даже хорошими людьми. Мы ходим в церковь, молимся, принимаем Таинства. Мы вполне достойные люди, верующие католики. Но мы же сами знаем, как далеко мы от того уровня, которого могли бы достигнуть.

Но Иисус не сравнивает фарисеев и грешников. Он не говорит о каком-то определенном уровне, которого надо было бы достигнуть. Он не говорит что-то вроде «смотрите на них, учитесь у них» или напротив «не поступайте, как они». Иисус никогда в Евангелии не сравнивает одного человека с другим. У Иисуса всегда есть индивидуальный подход к каждому человеку. Единственная сравнительная шкала, которую Иисус нам предлагает, и мы слышали это в сегодняшнем Евангелии очень ясно, это милосердие Божие. В трех притчах Иисус говорит нам, насколько Бог милосерден.

Думаю, через эти притчи мы достаточно быстро можем определить, где наше место. Где место Бога. Блудный сын был еще очень далеко, когда отец его уже увидел и вышел навстречу. Это уже не человеческая справедливость. Среди людей очень часто бывает так, что действуют правила Ветхого Завета — «око за око, зуб за зуб». Здесь Иисус проповедует совершенно иную систему справедливости. Люди должны выйти друг другу навстречу. Люди должны относиться друг к другу с пониманием и прощением. Давая пример милосердия Бога, Иисус призывает нас стать милосердными.

Сколько раз бывает такое, что мы чувствуем здесь в храме благодать Божию. Когда принимаем Таинства, когда молимся или когда слушаем Слово Божие. А за порогом храма начинается как-будто другая жизнь. Это то, где мы находимся шесть полных дней и двадцать два часа. Там действуют другие правила, там суровый климат, власть денег и так далее.

Иисус не проводит границу между тем временем, что мы проводим с Богом и тем, в котором как-будто живем где-то далеко. То, что Иисус говорит нам в храме, мы должны нести в мир. И если сегодня Иисус говорит нам о милосердии Божием, то и мы можем стать свидетелями милосердия Божия. Через наши дела, наши поступки. Которые могли бы быть более милосердными. Примеров очень много. У всех нас разная жизненная ситуация. Поэтому сложно назвать что-то общее для всех. Но будь это даже обычная поездка в транспорте или поход в магазин, везде мы можем проявить чуть больше терпения. Которого нам так часто не хватает.

Бог терпит все наши дела. Бог нас не ругает и наказывает нас за то, что мы часто поступаем достаточно дурно. Бог терпит все это и милосердно принимает нас вновь и вновь. Одаривая нас Своей благодатью. Мы должны стать свидетелями этой благодати, этого милосердия в мире. Не только, когда мы собираемся в храме, чтобы вместе молиться, слушать Слово Божие и совершать Таинства. Но еще более, когда мы уходим из храма. Пусть наше посещение церкви станет своеобразной «заправкой», где мы можем наполнить себя благодатью Божией. Чтобы нам ее хватило, по крайней мере, до следующего воскресенья. Не для того, чтобы мы обладали этой благодатью. Но для того, чтобы мы могли делиться ей.

Может быть кто-то думает: «ну, я особо не чувствую здесь какую-то благодать». Но мы верим в благодать Божию. Благодать Божия не зависит от того, ощущаем мы что-то или нет. Как и присутствие Божие в моей жизни не зависит от того, сознаю ли я это в каждый момент своей жизни. Действие Святого Духа не зависит от постоянного осознания того, что сейчас нас ведет Дух Святой.

Но очень стоит время от времени напоминать себе, что мы не одиноки в этом мире. Что мы не только на свои силы можем рассчитывать. Бог всегда нас поддерживает. Тем более, когда мы собираемся творить добрые дела. Бог всегда с нами. Его благодать всегда нас окружает. От нас зависит, как часто или редко мы вспоминаем об этом. В том числе для того, чтобы поблагодарить за благодать, которую Он нам дает.

Аминь.

Реклама