Наше единство — во Христе

Проповедь на Евангелие Лк 9, 18-24

В то время: Когда Иисус молился в уединённом месте, ученики были с Ним, Он спросил их: за кого почитает Меня народ? Они сказали в ответ: за Иоанна Крестителя, а иные за Илию; другие же говорят, что один из древних пророков воскрес. Он же спросил их: а вы за кого почитаете Меня? Отвечал Пётр: за Христа Божия. Но Он строго приказал им никому не говорить о сем, сказав, что Сыну Человеческому должно много пострадать, и быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. Ко всем же сказал: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережёт её. (Лк 9, 18-24)

Архиепископ Антонио Меннини

Архиепископ Антонио Меннини

Проповедь читал Апостольский Нунций, представитель Святого Престола в Российской Федерации, архиепископ Антонио Меннини. Текст проповеди публикуется полностью и без изменений.

Дорогой отец Вильгельм, дорогие верующие, братья и сестры!

С большой радостью я участвую с вами в этом Евхаристическом служении, в котором наши молитвы и благодарения поднимаются к Богу. В частности, за нашего возлюбленного отца Вильгельма, пользуясь случаем, чтобы попрощаться с ним и поблагодарить его за преданность и служение Церкви, за свидетельство веры, надежды и любви, которое он давал вашей общине в годы своего пребывания среди вас. Но в наших сердцах, несмотря на радость этого праздничного собрания у трапезы Господней, есть и некая печаль разлуки, прощания. Обратимся же к Слову Божию, где мы непременно найдем ответы на вопросы, переполняющие наши сердца, и утешение, чтобы продолжить наш путь веры.

Во-первых, в Послании Апостола Павла к Галатам выведена на первый план тема общения в ее сакраментальном и церковном аспекте, основанном на Крещении и на Евхаристии. Итак, эта истина не просто выражает повседневный опыт веры, но заключает в себе ядро тайны Церкви. Церковь радостно переживает многообразное и неустанное исполнение обетования: «Се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф 28,20), однако в Святой Евхаристии, благодаря пресуществлению хлеба и вина в Тело и Кровь Господа, Церковь особо радуется этому присутствию. С тех пор, как в день Пятидесятницы Церковь, Народ Нового Завета, начала своё странствие к небесному Отечеству, это Божественное Таинство непрестанно знаменует ее дни, наполняя их упованием. Мы об этом молитвенно размышляли в прошлые недели, в праздники Вознесения, Троицы и Тела и Крови Христовых.

Наше единство — во Христе в сознании нашего участия в Его Теле, в исполненном великого удивления и благодарности созерцании Воскресшего. Всё более неотложным сегодня, ввиду опасностей и конфликтов, раздирающих человечество, становится нагие возвращение к источнику спасения, единства христианского мира. Именно в созерцании лика Христова, в созерцании Его вместе с Пресвятой Богородицей, заключается «программа» Церкви. Созерцать Христа — значит, уметь узнавать Его там, где Он проявляет Себя, в многочисленных формах Его присутствия, но прежде всего — в живом Таинстве Его Тела и Крови.

Но причастие, общение с Христом расширяется и принимает универсальное измерение, так как «всё Им стоит». Сын Божий стал Человеком, чтобы в высшем акте прославления возвратить творение к Тому, Кто вызвал его из небытия. Тем самым Он, Вечный Первосвященник, вступая посредством крови Своего Креста в вечное святилище, возвращает Творцу и Отцу всякую искупленную тварь. Он делает это посредством служебного священства в Церкви, во славу Пресвятой Троицы. Поистине, в Евхаристии воплощается mysterium fidei (тайна веры): мир, вышедший из рук Бога Творца, возвращается к Нему, искупленный Христом.

Я здесь позволю себе сделать особый акцент на ответственности христиан по отношению к миру, я бы даже сказал, на их долге быть «солидарными» со всеми братьями на землёй чтобы поддерживать в них надежду и указывать — через свое свидетельство на спасение, присутствующее в Господе Иисусе Христе.

Отнюдь не замыкаясь в себе, мы должны становиться «таинством» для всего человечества, знамением и орудием спасения, принесенного Христом, мы должны становиться светом мира и солью земли (см. Мф 5,13-16) ради спасения всех людей. Миссия Церкви, наша миссия, развивается в единстве с миссией Христа, как мы услышали: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною». Поэтому Церковь, из увековеченной в Евхаристии крёстной Жертвы и благодаря причащению Тела и Крови Христа, приобретает духовную силу, необходимую для исполнения возложенной на неё миссии.

Сила Тела Христова, возрождающая единство, противопоставлена семенам раздора, которые, как показывает повседневный опыт, глубоко укоренены в человеке по причине греха. Евхаристия, образуя Церковь, сплачивает человечество в общину, «дабы мир уверовал». Как написал Его Святейшество Папа Иоанн Павел Второй в Апостольском Послании Novo millennio ineunte, «речь не идёт с том, чтобы составить «новый пастырский план». Он уже составлен: ныне, как всегда, его нам открывают Евангелия и живое Предание. В конечном итоге, в центр его помещен Сам Христос, Которого мы призваны знать, любить и за Которым мы должны следовать, дабы жить в Нём жизнью Пресвятой Троицы и преобразить с Его помощью историю мира, чтобы она обрела завершение в небесном Иерусалиме».

По этому пути нас призывает следовать и Святейший Отец Бенедикт XVI. Я с радостью — и это для меня великая честь — передаю всем вам, и особенно отцу Вильгельму, выражение чувств его отеческой любви и его апостольское благословение, которое распространяется и на ваших близких, и на всех жителей этого города. Своим свидетельством и своим словом Его Святейшество призывает всех крещёных к тому, чтобы соответствовать молитве Иисуса ut unum sint («чтобы все были едино», см. Ин 17,11). Это — долгий путь, не лишенный препятствий, но сегодня мы можем также поблагодарить Господа за столь многие примеры братства и дружбы, которые умножаются в отношениях наших Церквей и наших верных, воодушевляют нас, прибавляют нам новых сил для продолжения нашего пути. Сокровище Евхаристии, вверенное нам Господом, побуждает нас следовать к цели полного общения со все’ми братьями, с которыми нас соединяет одно Крещение.

Аминь.

Реклама