Святейшее Тело и Кровь Христа, торжество

Во время Тайной Вечери Иисус Христос установил Таинство Евхаристии. Верующие всегда хотели особо почитать укрытого в Пресвятых Дарах Христа. И в 1264 году папа Урбан IV установил новый праздник. С тех пор он ежегодно отмечается со всем великолепием и торжественностью, которых заслуживает святейшее Тело Иисуса Христа. Праздник Божьего Тела отмечается в первый четверг после праздника Троицы.

Начиная со Второго Ватиканского Собора этот праздник начали называть праздником Пресвятых Тела и Крови Христовых. В этот день совершается торжественная процессия. В окружении верующих священник несет дарохранительницу с Иисусом Христом, сокрытым в Пресвятых Дарах.

Дети в белых одеждах усыпают перед Ним Дорогу цветами. Все поют хвалебные гимны. Процессия задерживается у четырех алтарей, сооруженных под открытым небом и украшенных зеленью и цветами. Около каждого алтаря читается место из Евангелия одного из евангелистов, говорящее о том, что таинство Евхаристии установил Сам Иисус Христос. Идя по улицам города или деревни, или вокруг своего храма, верующие показывают миру свою веру в присутствие Христа в Пресвятых Дарах и любовь к Спасителю.

Булла папы Урбана IV, установившая это торжество, описывает его как более торжественное празднование Евхаристии по сравнению с ежедневной св. Мессой. Впервые торжество Тела и Крови Христа было отпраздновано в Льеже (Бельгия) по указу местного епископа Роберта в 1247 году.

На возникновение торжества повлияла жажда средневековых христиан видеть Хостию (что для кающихся было единственной возможностью прикоснуться к Тайне Евхаристии), апологетические мотивы (споры относительно реального присутствия Иисуса в Евхаристии), видения монахини Юлианы де Ретин, у которой Иисус просил особого почитания Евхаристии. Поверенный монахини, архидаикон Жак Панталеон из Труа, ставший впоследствии Папой Урбаном IV и распространил торжество во всей Церкви. На его решение повлияло и Евхаристическое чудо в местечке Болсена (окровавленный корпорал, который до сего дня хранится в Орвьето, Италия). Булла назначила торжество на четверг после торжества Пресвятой Троицы.

Миссал Павла VI предлагает на это торжество две префации. Первая из них указывает на Христа как на истинного и вечного священника, устанавливающего во время последней вечери Таинство вечной Жертвы. Жертва св. Мессы представлена как сакраментальное выражение жертвы Христа на кресте. Жертва, принесенная Иисусом под видом хлеба и вина в Иерусалимской горнице — это антиципация жертвы на кресте, а также «форма», в которую жертва крестная облекается в жизни Церкви. Святое причастие — это участие в жертве Христа.

Вторая префация говорит о плодах Пресвятой Евхаристии и о том, что участие в ней служит тому, чтобы мы уподобились Сыну Отчему.

С XIII века в некоторых уголках Европы стали совершаться Евхаристические процессии, которые впоследствии распространились повсеместно и в начале XVII века вошли в богослужебные книги.

Первоначально процессия заключалась в торжественном шествии с Евхаристией под пение верных. Затем она соединилась с молитвами об урожае и в XV веке приобрела вид шествия с четырьмя стояниями (от четырех сторон света). При каждом стоянии читалось Евангелие, а верные получали благословение Святыми Дарами. Примерно такой же вид имеет процессия и ныне.
Реклама