Никакой пророк не принимается в своём отечестве

Проповедь на Евангелие Лк 4, 21-30

В то время: Иисус начал говорить в синагоге: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами. И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын? Он сказал им: конечно, вы скажете Мне присловие: «врач! исцели Самого Себя; сделай и здесь, в Твоём отечестве, то, что, мы слышали, было в Капернауме». И сказал: истинно говорю вам: никакой пророк не принимается в своём отечестве. Поистине говорю вам: много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле; и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую. Много также было прокажённых в Израиле при пророке Елисее; и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина. Услышав это, все в синагоге исполнились ярости. И, встав, выгнали Его вон из города, и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его; но Он, пройдя посреди них, удалился. (Лк 4, 21-30)

Отец Вильгельм Палеш

Отец Вильгельм Палеш

Иисуса можно назвать почетным гражданином Назарета. Потому что благодаря Иисусу из Назарета этот маленький город стал самым известным городом мира. Ни один другой город не упоминается так часто. На каждом распятии написано это название (INRI — Iesus Nazarenus Rex Iudaerum — Иисус Назарянин Царь Иудейский).

Но, думаю, город Назарет не был достоин такого гражданина. Потому что очень плохо поступил с Ним. Его выгнали из синагоги, выгнали из города, хотели убить Его. Почему? Все начиналось так хорошо. Об Иисусе шла добрая молва, и когда Он пришел в Назарет, Его приняли в синагоге и слушали, что Он говорил. Что случилось? Иисус говорит: «ныне исполнилось писание сие». Он говорит о Себе. Предположение о том, что Бог говорит через человека, хорошо знакомого, вызывает гнев. Люди не хотели принять Бога так, как Он явил Себя. И по сей день многие люди не хотят принимать Бога таким, какой Он есть. Они придумывают себе бога. Своего удобного бога. И раздражаются, когда слышат о Боге как Он есть.

Каждый человек сотворен Богом и для Бога. Святой Августин говорит: «Ты, Боже, создал нас со стремлением к Тебе, и беспокойно наше сердце, пока не успокоится в Тебе». Внутри человека часто идет борьба между постоянным стремлением к Богу и тем, что этому влечению сопротивляется. Это последствия грехопадения человека. До грехопадения не существовало конфликта между Богом и человеком. Но Адамом в человека вошла гордыня. Человек решил, что может жить без Бога, по своему разумению.

До сегодняшнего дня многие люди страдают от искушения гордыни, которая делает из несчастными. Люди отрекаются от Бога, отрекаются от Его Церкви и не признают Иисуса своим Господом и Спасителем. Они вновь выгоняют Иисуса из своей жизни. Они поклоняются каждый своему богу, каждый творит себе кумира, по своему усмотрению.

Сегодня происходит то же самое, что и тогда в Назарете. Иисус очень знаком нам. Мы привыкли слышать о Нем. И воспринимаем, как что-то привычное. Мы отказываем Ему в божественной природе: «никакой пророк не принимается в своём отечестве». И придумываем свой образ бога. Такой, который кажется нам правильным. Нам сложно признать Бога, Который отдал за нас Свою жизнь. Мешает ложный стыд и гордыня. Нам проще поверить в собственную выдумку, чем в реальность.

Это очень важно — принимать Бога таким, какой Он есть. Давайте вдумчиво прочитаем Символ веры. Это исповедание каждого христианина. То, во что все мы призваны верить.

Верую во единого Бога, Отца всемогущего, Творца неба и земли, видимого всего и невидимого. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия Единородного, от Отца рождённого прежде всех веков, Бога от Бога, Свет от Света, Бога истинного от Бога истинного, рождённого, несотворённого, единосущного Отцу; через Которого всё сотворено. Ради нас, людей, и ради нашего спасения сошедшего с небес, и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы и ставшего Человеком; распятого за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребённого, воскресшего в третий день по Писаниям, восшедшего на небеса и сидящего одесную Отца, вновь грядущего со славою судить живых и мёртвых, и Царству Его не будет конца. И в Духа Святого, Господа Животворящего, от Отца и Сына исходящего, Которому вместе с Отцом и Сыном подобает поклонение и слава, Который вещал через пророков. И во единую Святую Вселенскую и Апостольскую Церковь. Исповедую единое крещение во отпущение грехов. Ожидаю воскресения мёртвых и жизни будущего века.

Аминь.

Advertisements