Он пошёл с ними, … и был в повиновении у них

Проповедь на Евангелие от Луки 2, 41-52

Каждый год родители Иисуса ходили в Иерусалим на праздник Пасхи. И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник. Когда же, по окончании дней праздника, возвращались, остался Отрок Иисус в Иерусалиме; и не заметили того Иосиф и Матерь Его; но думали, что Он идёт с другими. Пройдя же дневной путь, стали искать Его между родственниками и знакомыми. И, не найдя Его, возвратились в Иерусалим, ища Его. Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их. Все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его. И, увидев Его, удивились; и Матерь Его сказала Ему: Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великой скорбью искали Тебя. Он сказал им: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? Но они не поняли сказанных Им слов. И Он пошёл с ними, и пришёл в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своём. Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков. (Лк 2, 41-52)

Александр Деппершмидт

д. Александр Деппершмидт

Дорогие братья и сестры!

Празднуя сегодняшнее торжество, мы вынуждены ответить современному обществу, в чем собственно ценность семьи. Ведь каждая вторая семья распадается. И во многих странах не семейные или однополые союзы уже приравниваются к семье. Почему мы в Церкви тогда так сильно подчеркиваем достоинство и значимость семьи? Неужели так обязательно для младенца родиться в семье?

На такой вопрос мы можем ответить: Бог родился в семье! Сын Божий не воплотился каким-то необычным, чудесным образом. Он не появился вдруг у Марии и Иосифа, но как и все мы 9 месяцев находился во чреве Своей матери. Бог-Отец посчитал, что Его Сыну нужно было родится в семье. И Иисус не только там родился, Он также и вырос в семье. Учитывая Его будущею миссию, можно было уже в раннем детстве отдать в храм, чтобы Он тщательно изучал Писание, как это мы не редко встречаем в Ветхом Завете. Но нет! Иисус рос в простой семье плотника из Назарета.

Первые два чтения (Сир 3, 2-6. 12-14; Кол 3, 12-21) нам говорят о порядке в семье. Семья не парламент. У каждого члена есть своя задача, свое служение. Иисус – Сын Божий – не нарушает этот порядок, но подчиняется полностью своим не божественным, ограниченным родителям. Как часто дети в семьях пытаются отстаивать свои права, как только они замечают, что их родители иногда, оказывается, и ошибаются. В сегодняшнем Евангелии отрок Иисус похоже тоже делает упрек Марии и Иосифу: «или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» (Лк 2,49). Разве место обитания Бога, Храм Иерусалимский, не лучшее место для Сына Божьего? Но не смотря на Свое превосходящее знание, Иисус следует семье, которая Его не понимает.

Также и Богородица, которую Бог особо избрал из всех людей, которая получила такое величие и достоинство от Бога, добровольно подчиняется своему мужу. Муж – глава семьи. Поэтому ангел, когда хочет предупредить святое семейство о замысле Ирода, является не Младенцу Иисусу, и не Марии, но Иосифу – главе семьи. Для Иосифа, однако, главенство в семье всегда есть служение, а не власть. Потому что отец семьи должен осуществить не свою собственную волю в семье, но волю Божью.

Семья — место взаимной любви и взаимного служения друг другу. «Облекитесь в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно» говорит нам апостол Павел (Кол 3,12-13). Если подрастающий человек не научится этому в своей семье, как трудно ему понять ценность эти добродетелей вообще! Как школа любви семья отражает в конечном счете Самого Бога, и папа Иоанн Павел II называет ее поэтому «иконой Пресвятой Троицы».

Своим рождением Бог освятил семью. Поэтому семья должна для нас быть не только чем-то важным, но буквально сакральным. Она должна быть святыней для нас. И если обыкновенной семье дано уже такое величие, то тем более христианской семье. Как семья является началом и основанием всего человеческого общества, так христианская семья есть зачаток Церкви. Она «домашняя Церковь», как любил говорить Иоанн Павел II. И если у нас проблемы в семье, они обязательно будут влиять и на Церковь. Совсем не совпадение, что в то время, как наши семьи стали такими хрупкими, храмы пустеют, количество священников резко уменьшается, монастыри закрываются. В сегодняшнее торжество, Бог нам дает задачу, бороться за семью. Чтобы наша Церковь процветала, и чтобы у нашего будущего поколения не исчезла возможность вырасти в настоящей, христианской семье.

Аминь.

Реклама