Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу

Проповедь на Евангелие Лк 3, 1-6

В пятнадцатый год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее, при первосвященниках Анне и Каиафе, был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне. И он проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов, как написано в книге слов пророка Исаии, который говорит: «глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими: и узрит всякая плоть спасение Божие». (Лк 3, 1-6)

Александр Деппершмидт

д. Александр Деппершмидт

Дорогие братья и сестры!

Как мы знаем, время Адвента имеет двойной характер ожидания – мы ожидаем Рождества Христова. Но также Его второго, окончательного, пришествия во славе. Все чтения начала Адвента говорят нам об этом будущем событии, о конце света.

Находясь в состоянии ожидания этих двух пришествий Христа, мы можем легко оказаться в таком положении, когда ни то ни другое  не играет для нас большой роли. Ведь рождение Иисуса в Вифлееме было в далеком прошлом, более чем две тысячи лет назад. Когда же Он придет вторично, мы не знаем, но думаем что это будет в далеком будущем. Из-за такой человеческой логики наше отношение к времени Адвента может стать довольно отдаленным.

В очень похожей ситуации находился избранный народ. Иудеи, в своей вере, жили прежде всего одним событием из их прошлого – исходом из Египта. Из года в год они праздновали это спасительное событие, как и мы с вами каждый год переживаем время Адвента. Со временем благодарность Богу за спасение народа стала тускнеть, люди стали поклонятся другим богам.

И тут появляются пророки. Они, во первых, напоминают о спасительном действии Бога в прошлом, но также возвещают о спасительном действии в будущем – о пришествии Мессии, Спасителе. Но как и сегодня, так и тогда, человек был нетерпелив и хотел знать, когда же это время настанет. Годы, десятилетия, столетия проходили, а обещанный Мессия так и не приходил. Поэтому и в народе Израиле вскоре настал некий пессимизм. Память о спасительном прошлом и о славном будущем превратилась в пустой и отдаленный звук церкви.

Чтобы подобное не случилось с нами, Церковь нам дает сегодняшнее Евангелие. Евангелист Лука начинает свою третью главу странным для нас списком правителей Палестины того времени. Почему он это делает? Потому что события, которые описываются в Евангелии не произошли в какую-то легендарную эпоху, но имеют четкое, конкретное время в нашей человеческой истории. Как события Евангелия, так и наш Адвент не должен протекать где-то там далеко, или лишь в наших головах. Адвент должен быть переживаем в нашей личной жизни, со всеми ее актуальными обстоятельствами. Адвент должен переживаться нашими конкретными поступками, к которым нас призывает Иоанн Креститель. И переживаться не только на уровне мыслей и чувств.

Церковь предлагает нам конкретные поступки во время Адвента . Прежде всего, это таинство покаяния, исповедь. Во всем католическом мире, люди сейчас приходят в Церковь, примириться с Богом. Другими конкретными поступками может стать участие в нашей благотворительной акции для бедных, наше участие в подготовке храма к торжеству Рождества. Будем делать что-то конкретное, чтобы мы «были чисты и непреткновенны в день Христов» (Флп 1,10), как говорит сегодня Павел Филиппийцам. И тогда, возможно, в какой-то книге будет написано: в третий год правление президента Медведева, когда Иосиф был епископом Новосибирска, при священниках Вильгельме и Райнгарде, был глагол Божий к приходу Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии города Челябинска.

Аминь.

Advertisements