Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его

Проповедь на Евангелие Мк 7, 1-8.14-15.21-23

В то время: Собрались к Иисусу фарисеи и некоторые из книжников, пришедшие из Иерусалима. И, увидев некоторых из учеников Его, евших хлеб нечистыми, то есть неумытыми, руками, укоряли. Ибо фарисеи и все Иудеи, держась предания старцев, не едят, не умыв тщательно рук; и, придя с торга, не едят не омывшись. Есть и многое другое, чего они приняли держаться: наблюдать омовение чаш, кружек, котлов и скамей. Потом спрашивают Его фарисеи и книжники: зачем ученики Твои не поступают по преданию старцев, но неумытыми руками едят хлеб? Он сказал им в ответ: хорошо пророчествовал о вас, лицемерах, Исаия, как написано: «люди сии чтут Меня устами; сердце же их далеко отстоит от Меня. Но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим». Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого. И, призвав весь народ, говорил им: слушайте Меня все, и разумейте. Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека. Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство. Всё это зло извнутрь исходит и оскверняет человека. (Мк 7, 1-8.14-15.21-23)

Александр Деппершмидт

д. Александр Деппершмидт

Дорогие сестры и братья,

я хочу вас спросить: когда вы сегодня вошли в наш храм, что вы конкретно сделали? Наверное, перекрестились. Может быть, преклонили колено перед алтарем. Отключили свой мобильный телефон. Мужчины сняли свои головные уборы. В начале мессы мы все дружно встали, ответили на приветствие священника и т.д. Если мы так поступили, то мы правильно поступили. И если кто-то среди нас поступил иначе, то мы, наверное, это сразу заметили – ведь он поступил неправильно.

Не только у нас в церкви, но и в любом человеческом обществе существуют правила – нормы и установления, которые со временем вырабатываются чтобы облегчить совместную жизнь. И если бы не существовали эти правила, нам бы не удалось жить вместе – ни в Церкви, ни на работе, ни в школе, ни в семье.

В сегодняшнем Евангелии фарисеи и книжники замечают, что ученики Иисуса Христа не исполняют правила поведения за трапезой. Они не помыли руки. Но вместо того, чтобы признать ошибку Своих учеников, Иисус укоряет фарисеев, называет их лицемерами. В чем же заключается их лицемерие? В том, что они сводят человека, его достоинство, лишь к его поступкам. Для фарисеев не важно, в каком состоянии человек находится, какими проблемами он в данный момент озабочен. Правила для них важнее, чем сам человек. Особенно, когда они сами (их сословие) эти правила составили и безукоризненно исполняют. В этом их и обвиняет Господь – нельзя ставить законы выше человека! «Суббота для человека, а не человек для субботы». (Мк 2, 27) Закон для человека, а не человек для закона. В первом чтении Моисей передает Израилю законы «дабы вы были живы» (Втор 4, 1). Правила служат освобождению человека, а не порабощению. «Примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души» (Иак 1, 21), говорит апостол Иаков нам во втором чтении. Как сильно отличаются от этого современные законодательства, в том числе и в нашей стране, где в центре не стоит человек, но буквы закона. Поэтому человек попавший в руки правосудия, скорее станет опасностью для общества, чем исправится в своих ошибках.

Иисус объясняет, что зло исходит из сердца человеческого. Поэтому нам и невозможно судить друг друга, ведь никто не в состоянии читать в сердце ближнего своего. Один лишь Бог способен к этому. И если мы дальше станем останавливаться лишь на правильном, на внешнем, на том, что наши глаза могут усмотреть; тогда нам и нечего в воскресенье в церковь приходить. Ради чего мы с вами сегодня собрались вокруг этого алтаря? Ради кусочка белого хлеба и немного вина, которые видят наши глаза? Или ради присутствия Самого Бога в Теле и Крови Христовой, которые мы можем увидеть только верой?

Дорогие сестры и братья, Иисус обвиняет фарисеев в лицемерии. Но разве он оправдывает поведение апостолов? Нельзя ставить правила в нашей жизни превыше всего, но это совсем не значит, что они нам не нужны. Самого Иисуса фарисеи не упрекают в нарушении закона, по одной простой причине – Он его не нарушает, Он его исполняет. Только Иисус поступает правильно, по правилам, не придерживаясь предания человеческого, но исполняя заповедь Божию, которая гласит – люби Бога и ближнего как самого себя. Если все наши поступки исходят из этой одной заповеди любви, тогда нам действительно не понадобятся никакие правила и законы. Но увы, боюсь, что это возможно лишь в раю. А пока, на земле, нам придется соблюдать наши правила храня в своем сердце любовь к Богу и к друг другу.

Аминь.

Advertisements

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s