Католичество в Челябинске. История и современность.

 

Глава I. Конец XIX – начало XX века

Возникновение первой католической общины в Челябинске.

Появление первых католиков на Урале было связано с миграцией населения из западных областей Российской империи в XVIII веке.
Первая община католиков в городе Челябинске образовалась в конце XIX века, хотя появление первых верующих католиков в городе произошло раньше. Среди верующих католиков были и австрийцы, и немцы, и поляки. В сохранившихся метрических книгах прихода римско-католического молитвенного дома среди крещеных детей 1909 – 1913 гг. значительная часть имеет немецкоязычные фамилии.
Свидетельством того, что среди общины католиков значительную часть составляли представители немецкоязычного населения, является тот факт, что во время миссии редемптористов в 1908 году для челябинских верующих один из отцов говорил проповеди на немецком языке.
Однако большую часть в общине составляли поляки. К тому же их число стремительно увеличивалось. В основном это были ссыльные, которые были сосланы в Сибирь и на Урал после подавления польских восстаний в 1830-31 и 1863-64 годах. На территории современной северной окраины города они создали поселение, которое назвали по имени одного из основателей – Щигела (со временем название трансформировалось в Шагол).
Число жителей католического вероисповедания в Челябинске стремительно росло также благодаря постройке транссибирской железнодорожной магистрали (в 1891 – 1916 годах), которая связывала европейскую часть России с Сибирью.
Статистические данные свидетельствовали о стремительном росте среди городского населения числа римских католиков: в 1894 году число жителей католического вероисповедания насчитывало 46 человек, в 1901 году – 222 чел., в 1908 году – 1000 чел., а в 1911 году– 1864 человека.
В Челябинске также было много представителей греко-католичества (униаты). Челябинские униаты нашли греко-католического священника в Златоусте и стали приезжать туда как минимум раз в год, чтобы принять таинства. После постройки римско-католической церкви в Челябинске униаты стали проводить службы в новом храме.
В областном архиве Челябинской области сохранились метрические книги Челябинского Римско-католического молитвенного дома. В ней имеется информация о крещенных младенцах и усопших католиках, принадлежавших к челябинскому приходу. В записях метрической книги многие католики значатся как австрийско-, польско- и германско-подданные. Есть также и литовско-подданные.
Многие католики того времени (впрочем как и остальные жители Челябинска) умирали в совсем юном возрасте. Редко кому удавалось дожить до пожилого возраста. Некоторым из скончавшихся едва исполнилось 1 год.
В записях о смерти, в числе причин значатся тиф, скарлатина, воспаление легких, но чаще всего встречается запись: «скончался от неизвестной болезни».

Первый католический храм Челябинска.

Первый католический храм в Челябинске

Первый католический храм в Челябинске

6 июня 1897 года жители города исповедовавшие римско-католическую религию обратились с заявлением в городскую управу, в котором, в частности, говорилось: «С приступом к сооружению Великого Сибирского пути, число жителей католического вероисповедания в г. Челябинске с каждым днем стало увеличиваться и в настоящее время достигло значительных размеров». В связи с чем они просили, чтобы им выделили место под молитвенный дом во вновь нарезанных кварталах между Железнодорожным шоссе и Уфимским трактом, добавляя при этом, что желательно было бы получить крайнее место по Уфимскому тракту, «считая от больницы».
Журнальным определением челябинской городской думы от 3 июля 1897 года под молитвенный дом был выделен участок земли в 99 квартале Челябинска площадью в 507,5 кв. саженей. Однако общину этот участок не удовлетворил, так как был очень удален от заселенных мест. В связи с этим они вторично обратились в городскую думу, конкретно указав участки, где они хотели бы строиться, а именно: «участки №1242 и 1243, близ городского кладбища, первый – 585, а второй – 345 квадратных саженей».
Постановлением городского собрания от 5 марта 1898 года площадь была выделена под молитвенный дом. Таким образом, в 1898 году появилось деревянное здание и началась служба.
Позже, рядом с деревянной церковью в 1909 году было начато строительство нового костела. По свидетельствам современников, деревянное здание находилось западнее каменного7. 7 июля этого же года в газете «Голос Приуралья» было опубликовано: «На днях приступлено к постройке нового костела. Постройка производится около старого костела под наблюдением местного ксендза» .
По словам современников, ксендзом костела был Пашкевич, а синдиками – Ольшевский, Круковский, Шубарчук. В местных газетах начала 20 века упоминается имя ксендза Грабовского и председателя Союза молодежи ксендза Шокялло. В городском архиве также сохранились документы, подписанные настоятелем отцом Иосифом Сенвайтисом.
Строительство храма Непорочного Зачатия Девы Марии было завершено, по разным данным, в 1913 или 1914 году. Новый храм освятили в 1914 году и началась служба. В храме проводили богослужения не только римские католики, но и униаты.
Костел располагался на улице Спартака (современный проспект Ленина), напротив бывшей Ткацкой фабрики (пересечение современных проспекта Ленина и улицы Свободы). Сегодня на этом месте стоит типовой жилой дом. Среди низких одноэтажных и двухэтажных домов старой Челябы костел, выполненный в готическом стиле, заметно выделялся. Храм был выполнен из лекального красного кирпича с элементами декора из белого цемента. Главный западный фасад костела был обращен в сторону современной площади Революции.
«Храм был виден издали. Две башенки-звонницы, увенчанные шатровыми крышами, уходили ввысь, завершаясь крестами на голубых сферах. Увеличенные размеры стенных проемов придавали башням легкость и стройность. Между башнями на верху фигурного готического фронтона помещалась статуя летящего ангела (В первые годы существования нового костела мраморная статуя летящего ангела была заменена на чугунную – Авт.).
Изрезанный узкими стрельчатыми окнами, ребристыми от контрфорсов, храм с величественным видом красновато-коричневой кирпичной пирамидой возвышался над окружающими строениями. Богатый, мастерски прорисованный кирпичный декор и прочее скульптурное убранство придавали храму красоту, своеобразие и большую праздничность.
Неброский портал западного фасада, над которым помещалось круглое узорчатое окно (роза), открывал вход внутрь храма. Огромный интерьер освещался светом витражей, заполняющим оконные проемы. Песнопение во время церковного богослужения шло в сопровождении органа» – так описывал костел краевед С. Уткин .
После постройки нового костела старый деревянный костел в дореволюционное время служил ночлежкой. Позднее переоборудованный в жилой дом это здание пережило век кирпичного и было снесено в начале 50-х годов.

Миссии отцов редемптористов в Челябинске.

В 1908 году отцы редемптористы провели приходские миссии в Сибири, одним из пунктов, которые они посетили, был Челябинск. Организаторами миссий были польские священники – отец Бернард Лубеньский и администратор могилевской епархии ксендз Стефан Денисевич. Было назначено три миссионера: отец Владислав Богосевич из Варшавы, отец Мартин Нуцковский из Подгужа и отец Юзеф Палевский из Мостиска.
Миссионеры выехали из Варшавы 27 мая 1908 года. Вначале они направились в Санкт-Петербург, где в Министерстве Иностранных Дел получили разрешение на проведение миссий и после этого по железной дороге отправились дальше в Сибирь. Редемптористы посетили Екатеринбург, Тобольск, Омск, Томск, Красноярск, Иркутск, Читу, Харбин, Владивосток и Челябинск, который они посетили одним из первых.
Многие католики во время миссий вновь возвращались к религиозным практикам, многие принимали таинства впервые. Некоторые только во время миссий признались в том, что они католики. Происходили также немногочисленные случаи в городах Омске, Томске, Екатеринбурге перехода на католицизм представителей иных верований. «В Челябинске люди пришли к выводу, что теперь им будет легче жить, т.к. они увидели, что вдали от Родины Бог есть и заботится о них».
В Челябинске редемптористы пробыли со 2 по 12 июня. Почти все челябинские католики приняли таинства. Из 1000 человек Святое причастие приняли 950.
Миссии закончились 13 сентября 1908 года во Владивостоке. На обратном пути миссионеры еще раз остановились в Иркутске, Челябинске и Москве.

Разрушение храма.

После известных октябрьских событий 1917 года власть перешла в руки большевиков. С захватом власти началось укрепление контроля правящей партии над политической и духовной жизнью общества. В конце 20-х годов начались гонения на религию и церковь.
Вследствие постановления ВЦИК от 16 февраля 1922 года в Челябинске была организована уездная комиссия по изъятию церковных ценностей. В конце марта началась работа по изъятию ценностей из церквей и молитвенных домов.
В 1929 – 1932 гг. была развернута борьба с религией, велась активная антирелигиозная пропаганда. Некоторые священнослужители подверглись репрессиям. Многие церкви города были снесены.
В 1929 году Римско-католический костел закрыли. 7 августа 1930 года было издано официальное постановление о закрытии храма.
Сначала церковь была отдана культпросвету, затем – общежитию рабочих. В его стенах также размещали различные хозяйственные службы, общежитие, склады.
Официальной причиной послужившей закрытию храма было отсутствие прихожан. Хотя статистические данные свидетельствуют о том, что в 1911 году число католиков в Челябинске насчитывало около 1864 человек, но отсутствовала регистрация общины каждого ее члена.
Челябинские католики не однократно обращались с просьбой к властям вернуть храм, но просьбы не нашли отклика. 15 июля 1932 года храм начинили взрывчаткой. В этот же день костел был разрушен.
Одним из свидетелей посещавших тот храм была Екатерина Старикова, которая умерла 10 ноября 2002 года. Она любила рассказывать, как маленькой девочкой ездила с дедушкой на богослужения.

«Воскресший Иисус»

Оставшуюся после разрушения храма церковную утварь уничтожали на костре, который горел днем и ночью. В огонь бросали все: одежды священников, иконы, скульптуры. Из церковного имущества удалось спасти лишь деревянную статую «Воскресшего Иисуса». Ольга Адамовна Потовская протянула половину булки хлеба рабочему, выполнявшему приказ сожжения церковного имущества в обмен на скульптуру. Долгие годы она хранила ее у себя, а перед смертью отдала родственникам. Ее внуки, хранившие позже эту статую, отдали ее новой церкви, построенной в Металлургическом районе. Долгое время скульптура украшала залы храма, но ее владельцы готовились уехать в Прагу (Чехия) и попросили вернуть статую.
Незамедлительно отец Вильгельм пригласил в церковь художника, резчика по дерезу Александра Жижилева, чтобы он изготовил копию статуи. Александр Леонидович с удовольствием взялся за поручение и в считанные сроки выполнил копию статуи. В Пасхальные дни она украшает помещения храма, напоминая нам о чудесном костеле, разрушенном режимом воинствующего атеизма.

Глава II. Середина XX – начало XXI века.

Депортация. Вера под запретом.

С началом Великой Отечественной войны сотни тысяч советских граждан были превращены сталинским режимом во внутренних врагов только за то, что они оказались одной национальности с захватчиками. В рабочие колонны НКВД попали безвинные советские граждане немецкой, финской, румынской, болгарской, венгерской, чешской и других национальностей.
Республика немцев Поволжья была ликвидирована, и вглубь страны были вывезены все немцы с ее территории, а также и из других регионов Советского Союза. В 1942 году тысячи депортированных поволжских немцев попали в Челябинск. Мужчин не отправляли на фронт — их отправили в «трудовые армии». За колючей проволокой, под вооруженной охраной, впроголодь, трудармейцы за считанные сроки создавали корпуса заводов.
Несмотря на суровые условия, им удавалось сохранить свою веру. Впоследствии к ним приезжали уцелевшие католические священники (во времена сталинских репрессий в СССР были расстреляны или погибли в лагерях около полутора сотен католических священников).
Среди депортированных российских немцев, оказавшихся по воле обстоятельств в Челябинске был также репрессированный священник Франц Фризен. Он был осужден советской властью за проповеди и трудился в Челябинской трудармии, где пользовался среди немцев уважением и авторитетом. В конце концов, устав от преследований и гонений он был вынужден уехать в Фергану, где жил до скончания своих дней.
После войны, в 1947 году трудармии были расформированы, но за бывшими лагерниками был введен комендантский контроль. Находясь под надзором спецкомендатуры, верующие христиане тайком собирались для совместной молитвы в квартирах и домах.
Свидетель тех лет Эмилия Шмидт позже поделилась своими воспоминаниями: «В 1948 году я и мой муж Леопольд Шмидт приехали в Челябинск. Верующие, мы не могли жить без молитвы. Вскоре собралась группа католиков, но официально встречаться и молиться нам было запрещено, потому мы часто меняли место встреч. И все же нас выследили. Через год был арестован староста нашей группы и осужден за веру на 25 лет. Многие годы мы, немцы, были под комендатурой, потому приезд священника был сопряжен с большим риском, тем более что Челябинск был закрытым городом. …Верующие нередко собирались у нас в квартире. Моего мужа арестовали однажды, устроили допрос, грозили тюрьмой, а потом предложили сотрудничать с органами. Он нашел в себе мужество отказаться от «перспективной» работы».
Много лет подряд община проводила мессы ночью на квартире семьи Зиберт. Эдуард Зиберт в одном из интервью поделился своими воспоминаниями: «Мои родители были католиками. Причем очень ревностными. Когда еще община собиралась тайно, родители в своей квартире принимали священников и немцев, которые приходили молиться. Нам, детям, приходилось стоять во время молитвы на коленях по часу, а то и больше. И все это ночью. А утром – в школу, где нам говорили, что Бога нет».
Свидетели тех лет описывают случаи, когда милиция приходила в те квартиры и дома, где проводились молитвы, поэтому летом стали ходить на кладбище. Там никто за ними не следил. Они обходили могилки, читали Розарий и «Hauspostilie» — книгу для чтения в католических семьях. Эту книгу в общине особенно берегли. В ней еще готическим шрифтом были написаны евангельские чтения с комментариями на каждое воскресенье литургического года.
Мирянин Александр Мэрц, проводивший собрания католической общины, в начале 50-х годов был осужден и приговорен к десяти годам лагерного режима. Он не отбыл весь срок: после смерти Сталина был амнистирован. Суровый лагерный режим существенно повлиял на его здоровье и через два года после освобождения он умер.
Постоянного священника община не имела. Эмилия Шмидт вспоминает: «Через свою родственницу в Караганде я сообщила священнику из Литвы о существовании в Челябинске католической общины. Отец Ионас готов был стать нашим священником, но власти ему не разрешили». Еще один свидетель, поведавший о событиях тех лет Э. Роппель также вспоминает: «Из Литвы приехал Ионас, согласившийся стать настоятелем церкви, – не позволили, правда, дали возможность провести перед Рождеством службу в течение 15 дней».
Из воспоминаний Эмили Шмидт мы также узнаем: «Полулегально к нам приезжал из Караганды отец Альбинус, но и его желание стать священником в нашей общине не осуществилось. Казалось, что наша борьба за официальное признание нашей общины и за священника была безнадежной. …Иногда к нам приезжал священник. Его отправление в дорогу создавало немало трудностей: покупали билет на обратный путь только в последний день, он вскакивал на подножку вагона, когда поезд уже отправлялся».
В 70-80-е годы в Челябинск стал приезжать священник Александр Бень (Александр Одорык). Вплоть до 1989 года он регулярно, раз в месяц на полтора дня, приезжал из Кургана, чтобы тайно проводить ночную службу, потому что официальная служба днем была запрещена. Он крестил детей и проводил венчания. После освобождения из заключения он начал служить в Кустанае, Лисаковске и окрестных деревнях Казахстана.
В 1989 году патер Александр отметил свой золотой юбилей: 50 лет со дня рукоположения в священники. В июне 1991 он отправился на встречу с Папой Римским Иоанном Павлом II в Польше, в городе Белостоке. 1 июня в городе Пшемышле он сослужил мессу Святейшему Отцу. Во время мессы ему стало плохо с сердцем. Выйдя на ступеньки храма, он упал и умер. Отец Александр был похоронен в монастыре своего родного ордена, в Кальварии Пацлавской.
Долгое время в Челябинске служил отец Иосиф Свидницкий. Он был выслан в середине 70-х годов с Украины. Отец Иосиф служил мессу, преподавал святые таинства. С конца 1983 и до 1992 года отец Иосиф Свидницкий работал одновременно в нескольких городах, распространяя веру.

Молитвенный дом

Молитвенный дом

В 1982 году община приобрела небольшой дом в поселке Першино Металлургического района на улице Доменной, 26, который они оформили на Елизавету Вольф.
Деньги на покупку дома челябинским верующим дал отец Иосиф Свидницкий. В своей книге «Воспоминания узника» он позже напишет: «В 1982 году … я поехал в литовский город Тяльшай к Апостольскому администратору Вайчусу. Я рассказал ему о своих проблемах. Он на прощанье дал 14 тысяч рублей, на которые я купил в Челябинске дом для богослужений по улице Доменной».
Отец Иосиф Свидницкий освятил дом и община начала его реконструкцию под молитвенный дом – Bethaus. В материале опубликованном 4 мая 1993 года в «Вечернем Челябинске» Э.Ропель вспоминает: «Из трех комнат оставили одну для исповедальни, перегородки снесли, пристроили веранду. Алтарь был сооружен из подручных средств: на две табуретки положили дверь, а на нее поставили иконы Божьей Матери и Иисуса Христа». Вскоре в Челябинск стали съезжаться верующие католики из Копейска и из Коркино. «В тесном доме стало еще теснее». Было решено «пристроить еще веранду, убрать стену». После долгих настойчивых просьб у местных властей о реконструкции молитвенного дома «было разрешено сделать пристрой, но не более девяти квадратных метров». Однако члены общины «решили поднять и потолки». «Кирпич нашли в старых бараках, заготовили свыше 6 тысяч штук». Однако вскоре представитель райисполкома, а затем и обкома приехали с проверкой. Было приказано «прекратить строительство». Представитель власти порекомендовал: «Вам нужно получить разрешение в горисполкоме. Если не получите, подкачу бульдозер…». Однако община не прекратило строительство. А однажды «на месте прежнего уполномоченного увидели нового, который без канители решил: «Стройте».
Для росписи интерьера молитвенного дома нашли художника. Им стал сын одного из прихожан. Он расписал алтарь, сделал распятие, нарисовал иконы.

Возрождение духовности.

В 90-е годы в России наступил новый исторический период. Конечно, это было не самое легкое время для россиян: дефицит продовольственных товаров, задержка заработных плат и пенсий и многие другие последствия государственного реформирования. Но в этот период началось возрождение религии, которое выразилось в реставрации старых культовых зданий и строительстве новых. С каждым годом заметно увеличивалось число верующих. Возрастал интерес к религии. В прессе начали появляться публикации о вере.
В 1990-е годы в Челябинск начал приезжать отец Вильгельм Палеш, где оставался от нескольких недель до трех месяцев, чтобы вести душеспасительную работу, а 12 апреля 1993 года, по просьбе общины отец Вильгельм получил вид на жительство и остался служить в Челябинске.
В этот период состав общины меняется количественно и качественно. Во-первых, число верующих католиков с каждым годом заметно возрастает. Во-вторых, членами общины теперь были не только представители немецкой, польской национальностей, традиционно исповедовавших католичество, но и русские, татары и др.
В связи с тем, что в общине возрастало число людей не владеющих немецким языком, начали проводиться мессы на знакомом для большинства прихожан русском языке. Первая святая месса на русском языке была отслужена осенью 1991 года.
В связи с большим численным ростом верующих молитвенный дом уже не вмещал всех прихожан во время воскресных месс. Было решено строить новый храм. Прежде всего, необходимо было получить новый земельный участок под строительство. По генеральному плану застройки Металлургического района улица Доменная и прилегающие к ней районы планировалось застроить многоэтажными жилыми домами. Община решила, что в таком случае будущий храм не будет виден издалека – нужно было найти более подходящее место.
Осенью 1992 года, чтобы подобрать необходимый проект для строительства нового католического храма отец Вильгельм поехал в Германию вместе с Губертом Витлифом. Инженер-архитектор Франц Везингер предложил три проекта храмов: на тысячу двести мест, на двести пятьдесят мест и проект совсем маленькой церкви. В конце концов, был выбран проект среднего по размеру храма, который напоминает глыбу природного кристалла. Архитектор подчеркнул, что это редкий современный вариант и в России это будет первая церковь такой конструкции.
Большую помощь оказывали в строительстве храма коллеги отца Вильгельма, прибывшие в Челябинск в 1993 году: отец Луциан Герман (епархия Эрфурта), отец Петер Даниш (епархия Магдебурга) и отец Райнгард Франитца (епархия Гильдесгейма).
Через год прибыли четыре сестры-монахини конгрегации Святой Агнессы из США: Люси Энн Вазингер, Мэри Эллис Лайкер, Мария Энн Шипперс и Элис Энн Пфайфер. Они помогали в проведении занятий воскресной школы, навещали больных и нуждающихся, создавали Интернет-страницу о храме, ездили на службы в отдаленные населенные пункты – Коркино, Копейск, Старокамышинск и другие, чтобы проводить службу, знакомить жителей со Святым писанием, проводить Святое Причастие немощным на дому.
Появлялось все больше желающих принять участие в курсе веры, в подготовке к крещению, исповеди и причастию. По четвергам сестра Люси проводила «Библейский курс», где слушатели лекций под руководством сестры изучали четыре Евангелия, Откровение Иоанна, Псалтырь, а также курс посвященный пророческим книгам Библии. Сестры пробыли в Челябинске 7 лет и 7 месяцев. В 2001 году община проводила их на родину.

Строительство новой церкви.

Строительство церкви

Строительство церкви

Строительство новой католической церкви стало важным событием не только для общины, Металлургического района, но и отчасти для всего города Челябинска. На разных этапах строительства ход проведения работ по воздвижению храма и происходящие в общине события освещали представители телевидения и прессы. Роль журналистов часто выполняли сами члены общины, например, Алина Назаренко и Губерт Витлиф. Благодаря Губерту Михайловичу в 1999 году также была выпущена книга «Возрождение духовности», рассказывающая о ходе строительства церкви.

17 ноября 1992 года был заключен договор с институтом Челябгражданпроект на разработку эскизного проекта Римско-Католического храма. Главным инженером, согласно договору, был определен Алексей Буров12.
27 февраля 1993 года было получено разрешение архитектора Металлургического района г. Челябинска госпожи А.Б. Маляр на проектирование Римско-Католического храма по улице 50 лет ВЛКСМ.
17 марта 1993 года было издано постановление главы администрации города на возведение храма, а через несколько дней, 29 марта стройплощадку освободили от автостоянки.
13 мая 1993 года был утвержден эскизный проект храма на 350 мест за подписью Апостольского Администратора Азиатской части России, епископа Иосифа Верта, а 24 мая эскизный проект храма был подписан настоятелем отцом Вильгельмом Палешом.

Первая лопата из грунта котлована была вынута 26 октября 1993 года. Отец Вильгельм в присутствии священников: отца Райнгарда Франитцы, отца Петера Даниша и отца Луциана Германа провел молебен, освящающий землю, предназначенную под Святой храм. Затем временно стройка была приостановлена по указанию епископа отца Иосифа Верта, который беспокоился, что в зимнее время строительство сопряжено трудностями и не безопасно.
Пауза в строительстве церкви вызвала у многих челябинцев скептические настроения к происходящему. Многие полагали, что достроить храм не удастся. Пессимистическими настроениями была охвачена и пресса. В материале В.Косолапова, опубликованном в Челябинском рабочем от 25 января 1994 года автор делится впечатлениями от будущего проекта: «Ну в самом деле, среди типовой жилой застройки, в окружении заводских труб, в рабочем квартале вдруг возносится здание настолько выламывающееся из общего весьма серого фона, что не веришь в реальность его существования… К сожалению, последние слова могут оказаться пророческими». Описывая увиденное на стройплощадке церкви, он также пишет: «Эту стройплощадку не заметить не возможно. Расположена на самом въезде в Металлургический район, на бойком месте: между кинотеатром «Союз» (сегодня это досуговый центр «Импульс» — прим. М.Л.) и бассейном «Строитель». И если не любители плавания, то ценители десятой музы обратили внимание на происходящее в округе. Правда, признаков трудовой жизни на этом пространстве давненько не наблюдается: за глухим железобетонным забором не видно и не слышно строительной техники, не суетятся люди. Разглядеть можно лишь глубокий котлован, покрытый льдом и занесенный снегом, да сломанный ковш от экскаватора… . Тишина, покой, запустение».
Однако община католиков надеялась, что храм удастся построить. Каждое воскресенье в 15.00 члены общины собирались на стройплощадке для совместной молитвы о строительстве церкви.
Деньги на строительство храма община челябинских католиков получала из Германии и других западных стран. Для пожертвований на строительство храма был открыт расчетный счет в Металлургическом филиале Челиндбанка.
С наступлением первых весенних дней строительство возобновилось. Уже 1 марта 1994 года был заключен договор с генподрядчиком – фирмой «Зиновьев и Ко» – на установку железобетонной монолитной плиты под здание храма, возведение наружных стен и покрытие цоколя железобетонными плитами.
9 мая 1995 года с участием епископа Иосифа Верта, отца Вильгельма Палеша и других в восточной части стены башни храма на отметке ниже оконных проемов первого этажа была заложена капсула с текстом, рассказывающим будущим потомкам о строителях храма. Тогда же и состоялась закладка краеугольного камня.
В декабре 1995 года, накануне Рождества, в «Челябинском рабочем» было опубликовано: «Многие челябинцы, особенно жители Металлургического района, заметили быстрорастущее здание рядом с бывшим кинотеатром «Союз». Это – будущий католический храм».
Первоначально, планировалось открыть храм уже в 1997 году. В газете «Вечерний Челябинск» от 4 сентября 1997 года на вопрос корреспондента, «когда планируется открытие храма?» отец Вильгельм отвечает: «Мы планируем открыть его 13 октября 1997 года и надеемся выдержать этот срок, несмотря на множество препятствий. Нас очень задержало то, что с опозданием привезли материалы, очень медленно работает таможня…».
Храм достроили на год позже, чем было запланировано. 15 августа 1998 года община переехала из молитвенного дома в новый храм, хотя для богослужений можно было использовать только часовню в башне.
В мае 1999 года отец Райнгард привез из Германии челябинским католикам – электронный орган. В праздник Пятидесятницы инструмент освятили.

Паломничество Фатимской Божьей Матери и мощей святой Терезы.

В 1997 году состоялось паломничество Фатимской Божьей Матери, которая пробыла в Челябинске несколько дней. В сильный мороз процессия сопровождала статую Марии на строительство новой церкви.
В апреле 1999 года в приходе пребывали мощи святой Терезы Младенца Иисуса. Паломничество саркофага с мощами совершалось в честь 2000-летия Христианства. Мощи сопровождали сестры-кармелитки из монастыря Лизье. В местных газетах писали: «Саркофаг с мощами святой Терезы из монастыря кармелиток на севере Франции совершает паломничество по городам России». Мощи прибыли в Челябинск из Оренбурга и были выставлены в Римско-католической церкви. Мощи пробыли в Челябинске всего два дня. За это время сотни челябинцев побывали в храме, «чтобы прикоснуться к чуду». Тереза Младенца Иисуса и Святого Лика всю жизнь провела в монастыре и умерла в 24 года. Всю свою жизнь она помогала духовному преображению людей, помогала обрести свой путь к Богу. Она умерла в 1897 году, а «мощи Святой Терезы продолжали совершать чудеса духовного и физического исцеления».
«Днем и ночью шли к саркофагу святой челябинцы, при чем не только католики. Православные, мусульмане, вовсе не верующие люди приезжали в церковь, чтобы обрести надежду». Из России саркофаг отправился дальше, в Казахстан.

Освящение церкви.

15 августа 1999 года, в праздник Успения Богородицы, новый храм освятили. «Праздник начался традиционно – с символического вручения ключа. Роман Кайзер, директор «УКС ЧМС», генерального подрядчика, который все эти годы курировал строительство, и глава немецкой диаспоры района, вручили ключ от храма его настоятелю Вильгельму Палешу». Отец Вильгельм и приехавший из Новосибирска глава курии Апостольской администратуры Азиатской части России епископ Иосиф Верт провели литургию освящения храма. Служба велась на русском и немецком языках. Торжество освящения проходило при участии католических священников, паломников из многих городов России и из-за рубежа, представителей СМИ и членов католической общины. В газете «Челябинский рабочий» на первой полосе было опубликовано: «В традициях доброго сосуществования в нашей области различных конфессий в знаменательном для челябинских католиков событии приняли участие представители других религиозных общин, в том числе православной и мусульманской. Особое слово благодарности прозвучало на празднике в адрес строителей храма, а также областной, городской и районной администраций, чье содействие на разных этапах строительства помогло его успешному завершению».
Рабочие чертежи храма разрабатывал архитектор «Челябинскгражданпроекта» Алексей Геннадиевич Буров. Наиболее значительные работы на строительстве проделаны управлением капитального строительства «Челябметаллургстроя», фирмой «Стройтекс» и «Востокметаллургмонтажом».
При освящении храма в алтарь была замурована частичка мощей святого Николая из Флюе. Благодаря «случайной встрече» отца Луциана Германа, служившего в Челябинске, с отцом Иосифом Эберли, настоятелем церкви в Саксельне, где похоронен святой Николай, частичка мощей святого была передана в Челябинск.

Церковь Непорочного зачатия Девы Марии
и ее достопримечательности.

Архитектор храма Франц Везингер вложил в проект храма идею церкви как семьи Божьей. Особенность храма в том, что алтарь храма находиться посередине, в центре основного зала, а не в восточной части храма, как обычно. Это подчеркивает то, что во время воскресной мессы прихожане и священники сидят по кругу, вокруг алтаря, который символизирует Христа. Все внимание, таким образом, обращено на алтарь.
В храме есть помещения для собраний, учебных занятий, жилые и офисные помещения. Общая площадь церкви составляет 680 квадратных метров10. В большом зале на 350 мест имеются орган, дубовые скамьи, отделанные каслинским литьем. Скамьи аналогичны скамьям Кельнского собора в Германии. Перегородка между большим залом и часовней сделана в виде иконостаса, иконы для которого выполнены в Палехе.
Шестиконечный алтарь, купель и кафедру из коелгинского мрамора выполнил Усатов Е.Н. Его авторству также принадлежит скульптура распятия, выполненная в смешанной технике (дерево, гипс, металл). Икона «Архангел Михаил», расположенная над исповедальней написана Усатовым, Б.К. Винокуровым, А.И. Шведовым. Иконы «Евангелист Марк», «Евангелист Иоанн», панно изображающее Деву Марию, икону «Святого Николая из Флюе», а также иконы «Святого Иосифа» и «Милосердного сердца Иисуса» освященные в 2007 году, выполнила прихожанка Мария Аккуратнова.
Скульптурные композиции яслей и крестного пути, в том числе распятого Христа, Девы Марии, апостола Иоанна находящиеся в церкви выполнил художник из австрийского города Вены Винценс Шрайнер.
Многое из церковной утвари, имеющейся в храме, имеет свою историю. Старые книги, иконы, статуэтки, колокола, – все это было сбережено многими десятилетиями верующими людьми, иногда под угрозой смерти, и тем или иным образом оказалось в католической церкви Челябинска.

Скульптура Святого семейства.

Одна из достопримечательностей Римско-католической церкви Челябинска – скульптура Святого семейства, история которой весьма необычна…
Иоанн Павел II стремился добиться расширения религиозных свобод в Советском Союзе и в конце 80-х годах направил усиленное внимание на установление дипломатических отношений с Москвой. В 1988 году на празднование тысячелетия крещения Руси в СССР была отправлена религиозная делегация из Рима, которой было поручено передать письмо и устное послание Папы Михаилу Горбачеву. Через несколько месяцев был получен ответ, в котором Михаил Сергеевич изъявил желание встретиться с Папой. 30 ноября генеральный секретарь ЦК КПСС и его жена прибыли в Рим. В ходе беседы двух глав государств были установлены дипломатические отношения. Михаил Сергеевич согласился установить полную религиозную свободу на территории СССР. Римско-католическая церковь могла теперь работать в Советском Союзе открыто.
В ходе одной из этих встреч конца 80-х – начала 90-х годов Папа Римский подарил семье Михаила Горбачева скульптуру Святого Семейства. Михаил Сергеевич передал этот подарок диаспоре российских немцев, которые в свою очередь, передали его строящейся в Челябинске Римско-католической церкви.
Сегодня удивительную скульптуру можно воочию увидеть в церкви в период Рождественских праздников.

Икона Иисуса.

Икона Спасителя Иисуса Христа, украшающая сегодня дарохранительницу была подарена отцу Вильгельму кардиналом Майснером еще до переселения отца Вильгельма в Челябинск. Отец Вильгельм и кардинал Майснер связаны старой дружбой. Когда-то они служили в одной общине в городе Мюльхаузене (Тюрингия).
В период строительства церкви икона находилась в квартире отца Вильгельма, а с завершением строительства новой церкви украсила дарохранительницу в часовне.

Колокола Штарнберга.

Колокола Штарнберга

Колокола Штарнберга

По воскресеньям и праздничным дням прихожан церкви созывает на службу звон немецких колоколов. Вес колоколов составляет: 3, 4 и 5 тонн. Самый большой колокол в диаметре составляет около двух метров. На нем надпись: «Я звоню в честь Девы Марии». На двух других колоколах написано: «Я звоню за мир» и «Я звоню за усопших и скорбящих».
Эти колокола были подарены церковной католической общиной Штарнберга (Бавария). Бронзовые колокола этой церкви во время войны были переплавлены на снаряды. После войны, в 1949 году новые колокола для церкви было решено отлить из чугуна, так как на бронзовые не хватило денег. Они прослужили полвека, пока их не заменили на бронзовые.
Архитектор Франц Везингер бесплатно получил эти колокола из Штарнберга и предложил поместить их в новой церкви Челябинска.
Колокола проделали долгий путь, добираясь до Челябинска. Вначале их везли на грузовике, а затем, достигнув берегов Балтики, переправили паромом. На таможне колокола не захотели приравнивать к гуманитарной или технической помощи и предложили заплатить пошлину. Благополучно прибыв в Челябинск колокола почистили и выкрасили бронзовой краской.
Долгое время колокола были подвешены рядом с церковью на каркасе из труб, а 10 апреля 2000 года были возведены на колокольню и, вскоре, над улицами Металлургического района впервые зазвучали голоса немецких колоколов.
Механизмы звона колоколов не такие как в России и как выполнить такое устройство местные строители не представляли. Челябинский инженер Владимир Бреган изготовил механизмы звона по чертежам колокола «Славный», установленного в Эрфурте (Германия).

Мемориальный комплекс трудармейцам.

18 сентября 2004 года, в один из выходных дней, на территории церкви был открыт мемориальный комплекс трудармейцам. Во время Великой Отечественной войны на этом месте располагался лагерь трудармии № 3.
Инициаторы возведения памятника – Римско-католическая церковь и челябинская общественная организация «Немецкий культурный центр».
Композиция мемориального комплекса трудармейцам – это плод усилий многих людей. Авторы из Челябинска, Каслей, Екатеринбурга предлагали свое видение. В конце концов, был выбран проект Винценса Шрайнера – статуя Спасителя.
Памятник состоит из алтаря, кольца из колючей проволоки и скульптуры Иисуса. Общая высота композиции – 7,5 метра, высота статуи Христа – 3 метра с постаментом – 4 метра, вес статуи – 3 тонны. Размер площадки перед статуей — 12х13,5 метра, на нее ушло около 50 кубометров бетона. Фигура Христа выполнена из чугуна и покрыта специальными полимерными устойчивыми красителями в белый цвет.
Кольцо из колючей проволоки символизирует терновый венец, которым «короновали» Иисуса. Он был изготовлен на заводе Теплоприбор и составляет в диаметре пять метров.
Под алтарем была перезахоронена часть останков Неизвестного Трудармейца.

Макет скульптуры Христа лепил приглашенный из Австрии скульптор Винценс Шрайнер. Из скульптурной глины он вылепил миниатюрную скульптуру Иисуса Христа, а челябинский скульптор Александр Волков увеличил фигуру до трех метров, изготовив модель для отливки.
Осенью 2003 года фигуру повезли в Касли на завод художественного литья, но там изготавливали только мелкое литье и не было форм подходящего размера. Выход был найден: фигура Иисуса была разделена на 25 фрагментов и отлита по частям, а потом соединена сваркой и расчеканена для придания скульптуре вид цельного литья.

Книги

Благодаря самоотверженным людям удалось спасти некоторые старые религиозные книги. Во времена сталинских репрессий многие немцы претерпевали депортацию, высылку, подвергались всяческим гонениям. И молитвенник стал для многих людей единственным, что соединяло их с церковью, что помогало им сохранить веру и в самые тяжелые минуты уповать на Бога. Верующие собирались вместе в домах и бараках, чтобы молиться. Многие из них потом уехали в Германию, а молитвенники отдали католической общине. Эти книги, «Mеnergebetbuch» (Молитвенник для мужчин), 1896, «Der grosse Myrrhengarten des bietteren Leidens», 1891, и многие другие теперь хранятся в церкви Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии в Металлургическом районе.

Жизнь общины католиков сегодня.

Сегодня верующие католики, число которых с каждым годом возрастает, имеют возможность в любой день недели посещать церковь, молиться, приобрести христианскую литературу. Каждую пятницу здесь проходят уроки веры. Каждый желающий, независимо от своего вероисповедания, может стать слушателем уникального духовного курса, больше узнать о Боге, о вере, о спасении души. Для детей верующих также есть воскресная школа, а для детей из неблагополучных и малоимущих семей Металлургического района действует Детский клуб, где опытные педагоги занимаются с ребятами, вместе проводят досуг.
Челябинские священники и сестры также служат мессы в деревнях и поселках области, где существуют небольшие общины верующих католиков. Небольшие общины есть в Златоусте, Миассе, Коркино, в деревнях Шишминка и Барсучье Октябрьского района, в поселке Роза.
В церкви активно работает отделение международной благотворительной организации «Каритас», работники которой посещают больницы с самодеятельными спектаклями, ежедневно раздают бесплатные обеды для бездомных, распределяют гуманитарную помощь (одежду, обувь и т.д.) среди нуждающихся семей и социальных учреждений города.

Отец Вильгельм Палеш.

Вильгельм Палеш родился 27 февраля 1932 года, в деревне Цехе в Чехословакии, в семье Франца и Августы Палеш. Он был шестым из десяти родившихся в семье детей. В деревне Цехе преимущественно проживали немцы. Здесь Вильгельм провел свое детство, пошел в школу, подрастая стал помогать родителям. В его обязанности также входило пасти скот. Когда ему было одиннадцать лет, он стал министрантом и помогал священникам служить мессы. Однажды он сопровождал священника в соседнюю деревню, где также проводили службы. По дороге пастор обратился к юному попутчику с просьбой пасти скот для церкви, и прежде спросив разрешение у матери Вильгельма забрал мальчика к себе.
В деревне было общее пастбище, где деревенские мальчишки вместе пасли скот, но церковь имела отдельное пастбище и Вильгельму приходилось справляться со всем одному. «Мне было скучно. Я не с кем не мог разговаривать и общаться» — рассказывает отец Вильгельм. Мать священника, увидев скучающего пастушка, дала ему Розарий и учила читать молитвы. Проводя весь день на поле, Вильгельм молился. «Один раз во время молитвы я почувствовал, что мое призвание от Бога быть священником» – говорит отец Вильгельм. Однако образование в гимназии было не бесплатным, а в многодетной семье не было таких денег. «Я подумал, – рассказывает отец Вильгельм, если Бог хочет, чтобы я стал священником, то найдет такой путь».
15 марта 1939 года Германия захватила Чехословакию, а 1 сентября началась Вторая мировая война. 1 декабря 1944 года всех детей деревни эвакуировали в Германию, среди которых также был и Вильгельм. В январе эвакуация коснулась и остальных жителей деревни. Долгое время они находились в лагере, которые расформировали после окончания войны. Одна женщина, бывшая в лагере решила отправиться обратно в Словакию. Она собрала несколько ребят, среди которых был Вильгельм Палеш и они отправились домой. Иногда ехали на поезде, иногда шли пешком. В одном из вокзалов Вильгельм встретил свою сестру. Она также с группой эвакуированных возвращалась домой. Вернувшись домой, они встретили отца. Однако в октябре 1946 года всех жителей деревни вновь поместили в вагоны и выслали в Германию.
Прибыв в Германию, семья начала поиски матери, которая была выслана в область Тюрингии. В 1947 году вся многочисленная семья вновь была вместе. Несмотря на плохие условия, «мы чувствовали себя как на небе» – вспоминает отец Вильгельм.
Спустя некоторое время в семье возник вопрос, чем заняться, какой профессии посвятить свою жизнь Вильгельму. Ему уже было 14 лет и предстояло сделать выбор, относительно своей будущей специальности.
Родители решили, что для начала нужно еще закончить школу. Еще в школе каждый день давали бесплатное питание – бутерброды, поэтому вопрос был решен в пользу школы.
«Тогда я уже не думал, что моя мечта стать священником сбудется, – рассказывает отец Вильгельм, я решил, что после окончания школы буду столяром». Однако таланты и незаурядные способности Вильгельма Палеша были замечены его учительницей, которая сказала: «Ты не будешь столяром, а пойдешь учиться дальше в гимназию».
В то время в ГДР прошла школьная реформа, и обучение стало бесплатным. В 1948 году отец Вильгельм начал учиться в гимназии. Он попал он в математический класс, а в параллельном учили гуманитарные предметы. Огромное стремление и желание добиться цели – стать священником побудили его попросить директора перевести его в параллельный класс. Директор согласился. Теперь Вильгельм стал очень близок к своей мечте.
В 1952 году Вильгельм Палеш сдал экзамены на аттестат зрелости. Однако в ГДР не было ни одной семинарии, а ехать в ФРГ было затруднительно. «Я опять получил знак с неба, – говорит отец Вильгельм, – епископы открыли в Эрфурте новую семинарию». Таким образом, Вильгельм Палеш поступил на первый курс новой семинарии. С 1952 по 1957 год он учил богословие и в декабре 1957 года в городе Эрфурте (Тюрингия) был рукоположен в священники. «В день моего рукоположения шел дождь» – вспоминает отец Вильгельм – было пасмурно». Несмотря на это в сердце отца Вильгельма было ясно и светло от радостных минут осуществления его мечты, к которой он стремился большую часть своей жизни. Это было началом нового жизненного этапа для отца Вильгельма, началом священнического пути.
Первой работой отца Вильгельма стала служба викарием в городе Айзенахе (Eisenach), расположенном неподалеку от Эрфурта в церкви Святой Елены. Отец также служил в Готе, Мюльхаузене, Заалфельде, Зондерсхаузене.
Когда отец Вильгельм учился последний год в семинарии, он много думал о России. Тогда у него возникло большое желание проповедовать и служить в России. В 1981 году отец впервые посетил СССР как турист. Долго он искал контакты с общинами, просил членов общин присылать приглашения, чтобы как можно чаще посещать верующих. В начале 1990-х годов он посещает Душанбе, где встречает отца Иосифа Свидницкого, который рекомендует ему поехать в Челябинск. В июле 1990 года отец Вильгельм впервые посещает Челябинск. Верующие просят отца остаться служить в городе, и 12 октября 1992 года отец Вильгельм получает вид на жительство и остается служить в Челябинске…
Прежде чем приехать в Россию, в жизни отца Вильгельма прошла огромная череда событий и происшествий, радостей и огорчений, но всегда его отличало стремление к своей цели, неотступность от своего пути, предначертанного ему Богом. Сегодня отец Вильгельм – пример для подражания нынешней молодежи, достойный авторитет, советы которого помогают подрастающему поколению найти свой путь в жизни.
Многие люди, благодаря отцу Вильгельму обрели веру в Бога, скорбящие обрели утешение, опечаленные – радость, отчаявшиеся – надежу, потерявшиеся в беспорядке будничных забот обрели покой и мир в душе.

Отец Райнгард Франитца

Отец Райнгард родился 7 августа 1939 года в городе Берлине. Он был четвертым ребенком из шести детей.
Семья жила очень скромно. Отец Райнгард вспоминает: «Мы экономили во всем, покупали самые скромные вещи и питание. Жили скромно, но не бедно. Через некоторое время, когда мне уже было 18 лет, отец стал зарабатывать достаточные деньги, и мы стали думать, как купить самую скромную машину. Родители даже стали строить дом. Конечно, это было не так просто: заплатить за кредит и стройматериалы».
Отец Райнгард рано приобщился к труду и с юношеских лет стремился сам зарабатывать деньги. Несколько лет он занимался репетиторством с более младшими ребятами – учил их английскому и французскому языкам. В возрасте шестнадцати лет подрабатывал на стройке во время каникул. Заработанные деньги он платил за обучение. «В юношестве я занимался спортом – плаванием, поэтому с удовольствием выполнял физическую работу» – говорит отец Райнгард. «У меня не возникало мысли, что человек, призванный стать священником не должен выполнять физическую работу. Наоборот, человек, который имеет желание быть священнослужителем должен иметь опыт физического труда и общения с простыми людьми, выполняющими сложную физическую работу».
Некоторое время семья Франитцы жила на севере Германии. Основным контингентом населения там были люди неверующие или лютеране. Католики, по словам отца Райнгарда, составляли только 15% населения. В классе, в котором учился отец Райнгард, было всего два ученика, исповедовавших католическую веру. Отец Райнгард рассказывает: «Мне нужно было хорошо знать свою религию, чтобы защищать свою веру. Мне задавали большое количество вопросов, и мне приходилось много аргументировать и приводить доводы в защиту своего вероисповедания, чтобы противостоять неверующим, постоянно подшучивающим над религией. Я часто размышлял, во что я верую и почему, и стал больше интересоваться религией, Библией. Я стал хорошо разбираться в религии и одноклассники больше не стали подшучивать над верой. Тогда мне было 12 лет».
По прошествии некоторого времени, отец Райнгард вступил в группу церковной молодежи и вскоре стал в ней одним из лидеров. «Священники очень заботились о нас, с любовью относились к каждому члену общины и для нас это было очень важно. – рассказывает отец Райнгард. – Они произвели тогда на меня большое впечатление. Возможно, это была самая главная причина, из-за которой у меня возникло большое желание посвятить свою жизнь священству. В то время было очень много священников: в нашей общине было три викария. Все они между собой жили очень дружно. Я думал: “Как они могут так дружно жить? Видно, вера дает такую теплую дружбу, такую же сильную как в семье”. Для меня это было значимым открытием. Для меня очень важно то, что вера дает теплоту и духовную близость».
Родители отца Райнгарда всегда заботились сохранить в семье единство и сплоченность. «Мои родители очень старались, особенно отец, чтобы соединить всех членов семьи и, по возможности, постоянно быть вместе, — рассказывает отец Райнгард. — По воскресеньям, мы обязательно посещали церковь и после этого вместе проводили досуг: гуляли в парке, вечером играли в игры. Это было для традицией. По воскресеньям все было торжественно: мы надевали самые лучшие наряды, мать старалась испечь вкусный пирог».
Когда Райнгарду Франитце было 16 лет, все чаще он стал размышлять о том, чтобы стать священником: «Я много думал о призвании священства, но всегда боялся, что я не достоин. Потом, когда мне исполнилось 18, я уже постепенно потерял этот страх. Я думал: “Бог все знает и если ему угодно, чтобы я стал священником, то покажет мне. Не стоит ломать себе голову” Конечно, никто не достоин».
Вначале отец Райнгард решил стать монахом и год прослужил в ордене доминиканцев, но после понял, что это не его путь и поступил в семинарию. В 1966 году, за месяц до того, когда ему исполнится 27 лет, он был рукоположен в священники.
Отец Райнгард служил викарием во многих городах Германии. Часто отца Райнгарда посылали служить в те места, где существовали какие-нибудь проблемы, для того, чтобы их уладить. Отец Райнгард рассказывает: «Мне было очень интересно и полезно служить в разных епархиях. Я познакомился там со многими людьми. До сих пор я поддерживаю с ними хорошие отношения. Когда я начал служить в России, многие оказали мне финансовую помощь. Мое богатство – это эти люди, с которыми я познакомился и дружил на протяжении всей своей жизни. Слава Богу их у меня очень много».
Всю свою жизнь отец Райнгард хотел служить в Южной Америке. После 25 лет служения епископ дал позволение отцу служить за рубежом. Появилась возможность служить в Южной Америке, и отец Райнгард уже готов был отправиться в путь.
В это же время границы в Германии открылись и отцу Райнгарду удалось встретился со многими знакомыми из восточной Германии. Отец Вильгельм Палеш, случайно приехавший в Гамбург, спросил у отца Райнгарда: «Я сейчас служу в России, а ты не хотел бы тоже туда?». «Нет, я хочу служить в Южной Америке» – возразил вначале отец Райнгард, но через некоторое время передумал. В конце концов, вместе с отцом Вильгельмом они приехали в Челябинск. «Когда я очутился здесь, я понял, что это моя Южная Америка!» – говорит отец Райнгард.

Винценс Шрайнер

Известный в Европе австрийский художник-скульптор Винценс Шрайнер не мало потрудился, вылепив серию скульптур для Римско-католической церкви.
Настоятель нашего храма Вильгельм Палеш познакомился с художником на одной из его персональных выставок. В художественном музее в Зальцбурге отец Вильгельм увидел скульптурную композицию библейских яслей. «Нам бы такие ясли в церковь» — сказал отец Вильгельм своему попутчику. Случайно услышав их разговор, Винценс сразу предложил им вылепить ясли для церкви в Челябинске. Таким образом, художник оказался в Челябинске. Когда он впервые приехал в наш город, в 1998 году, чтобы вылепить скульптуры ему уже шел седьмой десяток лет. На куполе храма, под самым небом, для него была размещена мастерская, где по нескольку месяцев художник трудился над скульптурами.
К числу работ выполненных Винценсом относятся: скульптура Иисуса Христа для мемориального комплекса трудармейцам, крестный ход, скульптурные композиции распятого Христа, Девы Марии, апостола Иоанна.
Винценс – девятый ребенок в семье, самый младший. Окончил педагогический институт. Сорок лет преподавал в школе изобразительное искусство и немецкий язык. Хотел стать монахом школьного ордена, но таким образом он лишил бы заботы своей мамы, и от этой мечты пришлось отказаться18.
Винценс всю жизнь трудиться во благо других. За выполненную работу он не берет денег, а если все же и продает картины и скульптуры, то вырученные деньги тратит на благотворительность. В одном из интервью, напечатанном в газете «Вечерний Челябинск» 14 августа 2002 Винценс говорит: «Бог дал мне такой подарок, что я стал художником и скульптором, и я хочу возвращать его другим, не думая о финансах».

© Мухамадеева Лидия
Челябинск 2008

Advertisements